Главная > Обратная связь > А мимо проходили поезда

А мимо проходили поезда

%d0%bc%d0%b0%d0%ba%d0%b5%d0%b5%d0%b21 Владимир Макеев.
За годы реформ многие организации железнодорожного узла станции Лев Толстой были упразднены. Это домоуправление, ОРС, амбулатория, пожарный и восстановительный поезда, погрузочная площадка товарного двора, пункт коммерческого осмотра поездов и другие. Но прочие предприятия сохранились, хотя и в усеченном виде. Среди них – пункт опробования тормозов, где 39 лет проработал поездным мастером мой отец Василий Калистратович и прошла вся моя трудовая жизнь.
Когда в 1973 году пришел устраиваться туда, название было другим – КПТО, то есть контрольный пункт технического осмотра вагонов. Мастерство профессии вагонника постигал с самых азов. От ученика слесаря за несколько месяцев «дорос» до слесаря по ремонту подвижного состава третьего разряда. А через год успешно сдал экзамены на осмотрщика вагонов.
На том моя «карьера», как и у многих других сослуживцев, могла закончиться. Но судьба приготовила сюрприз. Три года спустя бывший на тот момент мастер КПТО Николай Костин пожелал перевестись в смену. Для меня стало полной неожиданностью, что на освободившееся место руководителя комитет профсоюза рекомендовал меня. Ведь молод очень, да и опыта маловато.
— Мы давно тебя приметили, — пояснил председатель профкома ветеран войны и труда Дмитрий Хохлов. – Парень ты толковый, все схватываешь на лету. Вот и в техническую библиотеку записался, книжки по вагонному делу изучаешь, надоел всем с вопросами. Это хорошо. Справишься. Кстати, начальник Елецкого вагонного депо Суслов уже одобрил твою кандидатуру и обещал всяческую поддержку.
Вступив в ответственную должность, старался вовсю, чтобы оправдать доверие коллектива и не спасовать перед авторитетом ветеранов, которых было не менее половины из 80 человек по штату.
В то время, когда я приступил к своим новым обязанностям, КПТО и территория вокруг выглядели не так, как сейчас. Рядом со зданием росли огромные тополя. Позже их удалили во избежание падения, а на том месте бывший старший осмотрщик Борис Подлесных посадил четыре елочки. Было это 40 лет назад, и теперь эти елки достигли большой высоты.
В должности мастера у меня было много забот, как чисто производственных, так и хозяйственных. Здание пункта – шлаковое, постоянно требовало ремонта. Для помывки рабочих после смены имелась душевая. Центральное отопление провели гораздо позже.
Контрольный пункт работал круглосуточно в четыре смены. Смена состояла из шести осмотрщиков и двух слесарей, руководил ею старший осмотрщик. Работали на два парка: основной, состоящий из 12 путей, — на станции Лев Толстой, и Смоленский, находящийся в полутора километра к западу и имевший три приемо-отправочных пути для грузовых составов. Так что осмотрщики за свои 12 часов «наматывали» немало километров, обрабатывая поезда. А кроме этого работники КПТО готовили вагоны под погрузку на станциях Данков, Куликово Поле, Лебедянь, Красивая Меча, Рождество, Лутошкино.
В ходе работы стремился усовершенствовать те или иные операции. Это привело к тому, что я стал рационализатором. Первое мое предложение касалось приспособления для размотки и укладки кабеля. Потом их было много, но самое значимое – модернизация шаблона для измерения разницы центров автосцепок в пассажирских поездах. Главным управлением вагонного хозяйства МПС данное рацпредложение было одобрено и рекомендовано для использования на всей сети дорог, о чем свидетельствует выданное мне удостоверение №602 от 06.01.1986 г.
Сейчас уже многие не помнят, что раньше вдоль забора склада НХСМ на рельсах стоял спецпоезд, в четырех вагонах которого размещались медпункт, баня, столовая, электростанция, пекарня, а еще три были пассажирскими. Предназначался он для военных целей и регулярно проверялся комиссионно на работоспособность. Ответственным за эти вагоны был старший осмотрщик Василий Ключников.
Коллективу КПТО в те годы приходилось заниматься и строительством. Так, в 1980 году у переезда 32 километра Раненбургской линии каменщиком Сергеем Ивановым и двумя подсобниками было построено кирпичное здание, где разместилось оборудование ПОНАБ – приборов обнаружения нагрева букс. Вагонники также помогали прокладывать кабель от этого объекта до здания дежурного по станции. Оборудование работает до сих пор, а обслуживает его электромеханик узла связи Андрей Плаксин.
Строили и жилье для своих работников. С 1980 по 1995 год на улицах 40 лет Победы и 70 лет Октября было построено и сдано в эксплуатацию четыре двухквартирных дома.
В те же годы в здании КПТО было создано дежурное помещение по ограждению поездов. На работу приняли четырех операторов, задачей которых было не допустить травматизма осмотрщиков вагонов и брака в работе движенцев.
Оператор – лишь одна из многих профессий вагонной службы, которые были впоследствии упразднены. Это смазчик, плотник, слесарь, электрик, механик дизель-рефрижераторов, проводник пассажирских вагонов, мойщик вагонов, экипировщик, тракторист, кровельщик. Эти работники стали не нужны в виду отмены курсирования пригородных и пассажирских поездов, усовершенствования узлов подвижного состава и средств сигнализации и блокировки.
Когда-то важным объектом КПТО являлась промывка вагонов, которая располагалась в конце улицы Кирпичного завода. Там было просторное служебное здание, сделанное, кстати, из двух вагонов-теплушек, складские помещения. Вагоны мыли мощным напором воды, нагнетаемым двумя насосами из двух 30-тонных емкостей. Тут же вели мелкий ремонт деревянных и металлических деталей вагонов. Сейчас пункт промывки стал лишь достоянием истории.
Подробнее хотелось рассказать о пункте подготовки вагонов, который с «нуля» своими силами построили в Смоленском парке в 1980 году. Мне поручили возглавить работу на этом новом участке. Проложили путь длиной около 500 метров, смонтировали вагоноремонтную машину «Донбасс» и токосъемную линию для нее, оборудовали несколько складских и подсобных помещений, провели благоустройство. Были организованы две смены по семь человек в каждой. Им давался план по ремонту. Кроме этого велась резка выбракованных вагонов на металлолом со съемом с них еще пригодных запчастей, где старшим был Виктор Какалин.
Сейчас много говорят о физкультуре и спорте, здоровом образе жизни. А мы еще в те годы заботились о здоровье рабочих. Из негодной цистерны во дворе пункта «Донбасс», соблюдая все правила безопасности и санитарии, соорудили бассейн, куда вмещалось 30 кубометров воды. Летом в перерывах между работой члены смен с удовольствием купались в нем. Прознав про бассейн, приходили и ребятишки близлежащих улиц, которым разрешали купаться под присмотром взрослых. Так что организация труда и отдыха находились на высоте. Поэтому было очень жаль, что вложенный труд многих людей оказался напрасным: в 2000 году ППВ «Донбасс» закрыли, оборудование демонтировали. Производственную базу передали предпринимателю, что привело лишь к ее развалу.
Говоря о своем трудовом пути, не могу не сказать о сослуживцах, с которыми бок о бок работал десятки лет и с которыми связаны самые лучшие воспоминания. Иных, к сожалению, уже нет в живых. А ныне здравствующим ветеранам-вагонникам, среди которых Анатолий Макеев, Владимир Сопов, Виктор Антонов, Николай Балабанов, Виктор Еремеев, Мария Керимова, Геннадий Лазутин, Алексей Мазин, Светлана Шибина, Николай Шишкин, хотелось пожелать крепкого здоровья, хорошего настроения и долгих лет жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *