Главная > Краеведение > Благодарность от Маресьева

Благодарность от Маресьева

Фото из архива краеведческого музея

Хранителем истории района является наш краеведческий музей. В нём можно найти информацию не только об улицах, зданиях, колхозах, но и о наших земляках – участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла

 

Лидия Белоусова, методист краеведческого музея

 

Сегодня мой рассказ — об уроженце села Знаменского, участнике Второй мировой войны Владимире Яковлевиче Новикове, основанный на воспоминаниях его дочери Н.В. Куликовой.

 

Уверена, многие даже не подозревали о том, что в селе Знаменском проживал человек, который в 1943 году готовил к боевым вылетам истребитель легендарного лейтенанта Маресьева.

Владимир Яковлевич родился в 1920 году. На войну ушёл со срочной службы и прослужил в Красной Армии с 1937 до 1947 года. Дошёл до Берлина и в составе группы советских войск находился в Германии ещё 2 года.

Во время войны, будучи механиком по обслуживанию военных самолётов, он провожал летчиков в бой. Возвращались не все…

…Авиационных механиков собрал у себя в землянке заместитель командира авиационного полка капитан Харламов. Назвал тактические номера самолётов, которые предстояло обслуживать. Старшему сержанту Новикову была поставлена задача готовить к боевым вылетам истребитель старшего лейтенанта А.П. Маресьева.

12 июля 1943 года начал наступление Брянский фронт. Лётчики-истребители выполняли по 5-6 боевых вылетов в сутки. Об этом свидетельствует документальная сводка: «Успешно продвигались к Орлу войска Брянского фронта, усиленные 3-й танковой армией генерала П.С. Рыбалко. Нашим войскам активно помогала авиация. Бомбардировщики и штурмовики обрушивали свои удары на вражеские опорные пункты. Истребители, непрерывно патрулируя в воздухе, надёжно прикрывали наземные силы».

Когда же самолёт, как говорили сами лётчики, приземлялся «на одном крыле», механики раскрывали все люки, створки. Проверяли техническое состояние двигателя, механизмов шасси, рулевые тяги, систему подачи топлива, уровень масла, электрооборудование, а также состояние обшивки рулей управления и высоты, закрылков, элеронов, триммеров. В случае необходимости «штопали» пробоины в крыльях и фюзеляже.

Образец воинской доблести показал лётчик-истребитель старший лейтенант А.П. Маресьев. Вернувшись на фронт после тяжёлого ранения, в результате которого у него были ампутированы ступни обеих ног, он продолжал самоотверженно сражаться с врагом. В воздушных боях этот мужественный человек сбил пять самолётов противника. За образцовое выполнение заданий Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением «Золотой Звезды» и ордена Ленина. А в том, что ни в одном из боевых вылетов у легендарного лётчика ни разу не отказал двигатель, оружие, системы управления, была немалая заслуга его верного соратника — авиационного техника высшей квалификации старшего сержанта В.Я. Новикова.

Однажды в декабре 1943 года после очередного боевого вылета Маресьев, подняв лётные очки на шлемофон, спросил у подбежавшего к нему Новикова:

— Володя, чем мне тебя отблагодарить за твой добросовестный труд?

Это было так неожиданно, что Новиков ответил тем, что сразу пришло на ум:

— Да Вы что, товарищ гвардии капитан? Будем воевать, как воевали.

— Это понятно. Но тут такое дело: перед вылетом мне сообщили, что вскоре отзовут в Москву, к новому месту службы. Встретимся ли ещё когда–нибудь? Я хочу, чтобы ты вспоминал меня добрым словом, поэтому подал командиру нашего истребительного полка рапорт с ходатайством о награждении тебя орденом Красной Звезды и присвоении очередного звания – старшины.

Возражать было бесполезно, и старший сержант, встав по стойке «смирно», отчеканил:

— Служу Советскому Союзу!

В начале января 1944 года личный состав четырёх эскадрилий истребительного авиационного полка провожал Героя Советского Союза, гвардии капитана Алексея Маресьева к новому месту службы. В последующие годы Алексей Петрович получил воинское звание майора и продолжил службу в управлении вузов Военно-Воздушных сил страны в качестве инспектора-лётчика. Владимир Яковлевич некоторое время переписывался со своим командиром.

В 1947 году Новиков прибыл в родное село Знаменское. Работал в совхозе комбайнером и наладчиком топливной аппаратуры.

ВРЕЗКА

…Накануне Курской битвы в их соединении прошёл слух, что в полку будет служить безногий летчик. Но когда показали на ладно скроенного, подтянутого, уверенного в себе лётчика – на своих ногах, с той лишь разницей, что на других пилотах были хромовые сапоги, а этот в чёрных ботинках,- подумали, что кто-то нелепо пошутил. Это был Алексей Маресьев, о котором впоследствии Б.Полевой напишет «Повесть о настоящем человеке»…

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *