Главная > Православие > Дивен Бог во святых Своих

Дивен Бог во святых Своих

Настоятель храма села Первомайского иерей Геннадий Феофанов возле иконы блаженной Матроны Анемнясевской

Наступил Великий пост, и душе захотелось тишины и покоя, чтобы отключиться от бушующего информационного потока, сжигающего наши силы и нервы, подумать, поразмышлять о жизни, переосмыслить прожитые дни

 

Светлана Дроздова

 

Так повелось, что православные люди в дни поста чаще, чем обычно, посещают церковь, чтобы помолиться, исповедоваться, причаститься Святых Таин. Поэтому сегодня мы приглашаем наших читателей в храм Смоленской иконы Божией Матери в селе Первомайском, где на все интересующие нас вопросы ответил настоятель храма иерей Геннадий Феофанов.

 

Новая икона

— Эта каменная церковь была построена вместо деревянной и освящена в 1875 году во имя святого великомученика Георгия Победоносца. С 1932 года была закрыта, а здание использовалось под складское помещение, позже — под спортивный зал. В 1990 было возвращено верующим. Владыка благословил освятить храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом в честь Георгия Победоносца, так как церквей Смоленской иконы Божией Матери в области, почитай, не было ни одной. 

На протяжении нескольких лет и до сих пор прихожане храма приводят его в надлежащий вид. О всех этапах восстановительных работ мы неоднократно писали в нашей газете и были свидетелями его преображения. В день приезда, едва ступив под белокаменные своды, мы снова ощутили особую атмосферу тишины и покоя. Со всех сторон с многочисленных икон смотрели, словно вглядываясь прямо в душу, печальные и любящие глаза Спасителя, Богородицы, православных святых. Привлекла внимание большая, размером 70 на 90, икона, расположенная в центре храма. Она появилась здесь сравнительно недавно – прошлым летом.

— Это икона блаженной Матроны Анемнясевской — святой Русской православной Церкви, — пояснил иерей Геннадий. — Её в благодарность за помощь заказал в Свято-Троицком храме города Москвы для нашего храма липчанин Михаил Черноусов, жена которого родом из Первомайского. Когда он решил сделать очередное пожертвование, то обратился ко мне за советом, и я посоветовал ему пожертвовать икону этой удивительной святой, которая помогает всем, кто обращается к ней с молитвой.

Как, наверное, и многие из вас, мы ничего не знали о блаженной Матроне Анемнясевской, и настоятель Первомайского храма согласился устранить этот пробел.

Испытания

— Матрёна Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Рязанской губернии, — начал рассказ отец Геннадий. — Родители её были самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели своё крестьянское хозяйство. Отец слыл пьяницей, мать отличалась крутым нравом и легко впадала в буйство. С детьми обращались жёстко, а их было у них шесть дочерей и два сына. Три девочки умерли в детстве, Матрёша (так звали девочку близкие) была четвёртою по счёту. До семи лет она была обычным ребёнком, но родители почему-то невзлюбили её с самого раннего детства. Ей, больше чем кому-нибудь из братьев и сестёр, приходилось терпеть обиды, ругань, побои.

В семилетнем возрасте Матрёша заболела оспой и после этой болезни осталась слепой. Её обязанностью было нянчить своих младших сестрёнок и братьев, и слепой девочке было тяжело справляться с этим делом. Однажды десятилетняя Матрёша нечаянно уронила сестрёнку с крыльца. Увидев это, мать начала жестоко бить её. Девочка теряла сознание, и в этот момент её духовному взору предстала Царица Небесная. Матрёша сказала об этом матери, но та продолжала бить ещё сильнее. Видение повторилось три раза. Во время последнего Пресвятая Богородица дала Матрёше утешительную записочку. О том, что в ней было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала.

На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. С этого времени началась для Матрёши жизнь мученицы, пригвождённой к одру. Она навсегда лишилась возможности ходить и уже не вставала с кровати всю свою дальнейшую жизнь. Так лежала Матрёша в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды и только в молитве находя себе утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. С семнадцати лет к Матрёше стал ходить народ.

Дар исцеления

Первым за помощью пришёл крестьянин её же деревни, по специальности пильщик.

– Матрёша, – сказал он, – вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть, и пройдёт от тебя. Чего мне делать, лечился – доктора не помогают.

Матрёша исполнила его просьбу – боли в спине, действительно, прекратились, и он встал на работу.

С тех пор всё больше и больше стали ходить к Матрёше люди со своими нуждами, скорбями и болезнями. С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества: к Матрёше шли жители окрестных и дальних селений беспрерывным потоком на протяжении более чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков ежедневно.

Когда Матрёша лежала у родителей и посетители приносили ей различные пожертвования за её молитвы, то отец обычно всё это отбирал на табак или водку, и тяжело было ей, что пожертвования эти шли не на доброе дело.

После смерти родителей много скорбей пришлось претерпеть Матрёше от брата и сестры, смотревших на неё исключительно как на средство дохода. Сестра впоследствии отсудила у Матроны домик, построенный почитателями блаженной.

От сестры Матрёша перешла на жительство к племяннику Матвею, человеку доброму и религиозному. Но и здесь её ждали огорчения: у Матвея подросли дети, и односельчане стали смеяться над ними, из-за чего те тяжело переживали. Но сильнее их мучилась и глубоко скорбела Матрона, что за неё эти ни в чём не повинные люди должны были переносить насмешки и оскорбления. Особенно насмешки эти усилились в революционные годы в связи с антирелигиозным движением.

Матрёша обычно лежала в небольшой отдельной комнатке крестьянской избы, в маленькой детской кроватке, которая всегда завешивалась пологом. Летом её обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы, терпеливо переносила осеннюю стужу и холод.

По внешнему своему виду Матрёша была настолько мала, что казалась ребёнком. Очевидно, с десятилетнего возраста (а выглядела она тогда лет на семь), с тех пор, когда лишилась возможности ходить, тело её перестало расти. Она имела возможность переворачиваться с бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы. Она легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом. Во время бесед со своими посетителями она часто читала вслух наизусть различные молитвы, подходящие по своему содержанию к данному случаю. Иногда читала целые акафисты, пела церковные песнопения, совершенно правильно выдерживая особенности гласов и распевов.

Матрёша часто причащалась Святых Христовых Таин. С этой целью она приглашала к себе своего духовника – приходского священника, и день принятия Святых Таин бывал для неё самым радостным днём. Особенно строго соблюдала Матрёша посты. С семнадцати лет она не ела мяса. Кроме подвигов поста и молитвы, блаженная, как уже было сказано, добровольно терпела холод, а также перебирала и перекладывала камни, принесённые её почитателями из разных святых мест.

Из святых мест с наибольшим благоговением Матрёша относилась к Иерусалиму, к монастырям Дивеевскому и Саровскому. Она говорила о них с особенным умилением и любовью. Своим благочестивым посетителям она постоянно советовала сходить в Дивеево и Саров, считая их местами особенного присутствия благодати Божией. И радовалась, когда исполнялись эти её советы.

Находясь безвыходно в своей комнатке, Матрёша знала многих святых и благочестивых людей, рассеянных по земле, и находилась с ними во внутреннем благодатном общении, хотя никогда их не видела. Матрёша своим внутренним, духовным взором как бы насквозь видела каждого из своих посетителей и каждому давала то, что для него необходимо в зависимости от его духовных немощей и нужд, от условий и обстоятельств, среди которых ему приходилось жить. Одних она учила и наставляла, других обличала и раскрывала им их грехи и пороки, третьих утешала в тяжёлых обстоятельствах жизни, четвёртых предупреждала, указывая последствия их ошибочного пути, пятых исцеляла от болезней, – и всех вместе старалась направить на путь истинной, богоугодной христианской жизни.

По молитвам блаженной Матроны совершались исцеления от множества тяжёлых недугов, когда даже врачи не верили выздоровлению. Исцелялись и от пьянства, и от беснования.

«Вредный элемент»

Летом 1935 года в Белькове было заведено дело «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрёны Беляковой». Началось оно с доноса одного жителя города Касимова на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой о жизни Матроны, собранной им и его братом и приготовленной к печати. Были арестованы 10 человек. По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Рязань и Москву, а Матрону боялись трогать. Тогда было собрано колхозное собрание, на котором постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента». Из 300 жителей села подписались 24 активиста. Сельсовет дал характеристику, в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. «Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на тёмную массу… Ввиду этого по с/с задерживается ход коллективизации».

После отправки заключённых в Рязань была послана машина и за блаженной Матроной. Подъехали к её дому, вошли, а подойти боялись. По долгу службы подошёл председатель сельсовета и поднял Матрёнушку с её дощатой постели и, несмотря на её крики, отнёс к машине. (Известно, что все дети того председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны. А сам он несколько лет спустя очень тяжело умирал, громко крича от боли. Но потом он позвал священника и искренне покаялся в своих грехах, после чего умер в мире с Церковью).

Машина дважды ломалась по дороге в Касимов. Из Касимова Матрону быстро увезли в Рязань, а затем в Москву. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех заключённых, которые начали петь акафисты и молиться. Её должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъёма заключённых.

По другим данным, безнадёжно болевшая мать следователя, ведущего дело Матроны, получила исцеление от блаженной, и следователь сумел освободить её как больную и умирающую. Он поместил её в дом престарелых и увечных больных.

Блаженная Матрона умерла 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, и была похоронена здесь же на местном старом кладбище.

Помощь молящимся

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, прославление святой блаженной было совершено 9/22 апреля 1999 года. Матрона Анемнясевская и после своей смерти помогает тем, кто с чистым сердцем обращается к её помощи: больным и немощным, тем, кто попал в тяжёлую жизненную ситуацию, бездетным — в рождении ребёнка, одиноким – в обретении семьи.

— Икон блаженной Матроны Анемнясевской всего несколько во всей Липецкой области. И я очень рад, что она появилась в Первомайском храме. День памяти святой 29 июля, — рассказал о. Геннадий. — Ежегодно со всех концов страны в село Анемнясево съезжаются паломники. Много желающих почтить память святой и обратиться к ней с молитвой и среди жителей Липецкой области. Несколько раз в числе липецких паломников ездил в Анемнясево и я. В день памяти святой на торжественное богослужение приезжает в село и протоиерей Сергий Правдолюбов, магистр богословия, профессор Московской духовной академии и Православного Свято-Тихоновского богословского института – внук одного из священников, пострадавших в 1935 году по так называемому «делу блаженной Матроны Анемнясевской». Братья Николай и Владимир Правдолюбовы при жизни святой составили её жизнеописание. За эту рукописную книгу они были арестованы и осуждены на долгие годы лагерей. В наши дни протоиерей Сергей Правдолюбов обнаружил их авторскую рукопись в Архиве ФСБ. Ему удалось издать книгу о святой.

КСТАТИ ГОВОРЯ

— Как я уже сказал, наша икона святой Матроны Анемнясевской была написана в Московском храме Троицы Животворящей в Голенищеве. Настоятелем этого храма является протоиерей Сергий Правдолюбов. Представители старинной священнической династии Правдолюбовых, испытавшие в дни богоборчества страшные гонения, вошли в сонм новопрославленных русских святых. Очень рекомендую прочитать о них в любых доступных вам источниках.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *