Главная > Краеведение > Их именами можем мы гордиться

Их именами можем мы гордиться

Признаюсь, что книгу о 42-й школе я читала взахлёб, смаковала каждую страничку, рассматривала фотографии, узнавала что-то новое и интересное – то, что происходило ещё до моего появления на свет

 

Мария Лосева

 

Удивлялась и гордилась, сколько же талантливых, творческих людей вышло из стен школы, которую когда-то окончила и я.

 

К примеру, из книги я узнала, что учились в ней в своё время братья Холуёвы, прославившие свою малую родину тем, что стали известными художниками (до этого я знала лишь о земляке-художнике Николае Александровиче Сысоеве). И я захотела поделиться этой интересной информацией из книги, дополненной сведениями, найденными в Интернете, с нашими читателями.

Михаил и Владимир Холуёвы родились в селе Острый Камень в крестьянской семье. Оба учились в школе № 42 им. Л.Н. Толстого.

Михаил Фёдорович (1923-1990) окончил школу в 1941 году и со всеми её выпускниками ушёл на фронт защищать Родину. По окончании войны он вернулся в посёлок Лев Толстой и два послевоенных года преподавал в школе рисование. В 1947 году Холуёв поступил в Рязанское художественное училище, впоследствии учился на живописном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в мастерской Ю.М. Непринцева. В конце 50-х годов переехал в Нижний Новгород (бывший Горький), два года преподавал в Горьковском художественном училище. Михаил Фёдорович с 1960 года являлся членом Союза художников России, а в 1970 году получил звание Заслуженный художник РСФСР.

Люди, окружавшие живописца в предвоенные и послевоенные годы, становились героями его картин. Из неповторимых, неприкрашенных художником отдельных персонажей складывался собирательный образ народа, который сумел выстоять в трагических испытаниях и победить, — образ ушедшей Великой эпохи.

В книге написано, что нашим землякам наиболее известна картина Холуёва «1941-ый. Эшелон ушёл…», о которой он рассказывал на встрече выпускников школы № 42 военных лет в 1971 году. Всю жизнь он оставался другом директора школы Бориса Кузовкина, с которым они в 1941 году одним эшелоном были направлены на Дальний Восток. Приезжая на родину, Михаил Фёдорович останавливался в доме Бориса Ивановича.

В семейном архиве семьи Кузовкиных хранится фото с эскиза будущей знаменитой картины, над замыслом которой он работал не один год, и короткое обращение к земляку, другу и художнику.

Будучи уже именитым живописцем, Михаил Фёдорович, приезжая в Лев Толстой, посещал школу, дарил ей свои работы, хранящиеся в школьном музее. Произведения художника находятся в Нижегородском художественном музее, в музеях городов России и в частных коллекциях.

Младший брат, Владимир Фёдорович (1932 — 2002), пошёл по стопам старшего, связав свою жизнь с искусством и закончив те же высшие учебные заведения. В конце 50-х годов вместе с Михаилом он переехал в Нижний Новгород и в 1960 году стал членом Союза художников. Его называют одним из самых талантливых выпускников петербургской Академии художеств второй половины ХХ столетия. За несколько лет творчества Владимир заслужил репутацию мастера социальной темы, а в 1975 году был удостоен звания Заслуженного художника РСФСР.

Образы рабочих, наряду с ленинской темой, вывели автора в круг самых статусных нижегородских художников. Владимир бывал на горьковских заводах с регулярными командировками для того, чтобы создавать портреты людей — жизнерадостных или сосредоточенных на трудовых задачах. Будучи человеком разносторонним, обладая энциклопедическими знаниями, он не переставал интересоваться и восхищаться окружающим миром, что нашло отражение в его многочисленных лирических образах, которые художник создавал на протяжении всей жизни. Это и романтические волжские пейзажи, и картины сельской жизни, и натюрморты, и женские портреты. Его работы находятся в Государственном Русском музее, Нижегородском художественном музее, в региональных музеях и частных коллекциях в России, США, Канаде, Голландии и Италии.

КРОМЕ ТОГО

Его имя упоминается в ряде отечественных каталогов, а также в справочнике Russian and Soviet paintings 1900-1980’s, изданном в Лондоне в 1998 году на 140 страницах.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *