Уголок России. Свищевка

Это село в первое время называли Новопоселенное, Ягодная Ряса, Введенское. Возникло оно в конце 60-х – начале 70-х годов XVII века и существует до сих пор

Небольшое поселение в четыре улицы известно многим левтолстовцам. Ведь именно через него лежит путь в грибные и рыболовные места района. Проезжая по двум ничем не приметным мостикам и мимо обыкновенных сельских домиков, никто даже и не догадывается о богатом прошлом Свищевки длиной почти в три с половиной века.

И с севера, и с юга…

Село расположено на возвышенном месте на северном берегу реки Ягодной Рясы, в глубоких заводях которой водятся щуки, плотва, сазан, карась, ондатры и бобры.

С трех сторон его окружают овраги и урочища, только со стороны Домачей – ровная местность.

Так, на западе проходит овраг – Крутой Лог. С севера к селу подходит Крестовый овраг, а с северо-востока на несколько километров тянется Караульный овраг. Бегущий по нему ручей впадает в Ягодную Рясу. Через урочище Липняк Свищевка граничит с Карповкой. С юга, со стороны Барятино, к селу подходят лощины: Китовая, Мокренькая и Мазина. Еще в одной лощине, на северо-западе от села, имеется пруд. Между Домачами и Свищевкой находится Свищевский лес.

Первые сельчане

Самые ранние упоминания о Свищевке есть в окладных книгах Рязанской митрополии за 1676 год. Там «новоселебное» село обозначается как Ягодная Ряса, видимо, названная так по одноименной речке. Также отмечается, что на тот момент при уже существующей в селе церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы были дворы попа Алексия, дьячка и просвирниц. В приходе пятнадцать дворов детей боярских.

Первыми жителями поселения (крепости) были служилые люди, переехавшие сюда из Данкова в соответствии с указом царя. Они несли сторожевую службу.

В книге «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии…» (том 3, 1888 г.) указано, что в 1716 году при Введенской церкви показан один двор попов, а в селе 17 дворов рейтаров, 5 дворов солдатских, оскудалых и вдовьих.

В 1802 году в селе Введенском насчитывалось 46 дворов, в которых проживали 207 мужчин и 202 женщины. А в 1805 году – уже 50 приходских дворов.

Главным занятием жителей села было хлебопашество. И только немногие из них уходили на заработок.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

В 1781 — 1783 годах в Свищевке была построена новая деревянная церковь прежнего храмонаименования с такой же колокольней.

В 1808 году в церкви заново написали иконы в иконостасе.

По штату 1873 года Введенская церковь оставлена припиской к селу Знаменскому без особого причта. Но после того как в селе Домачи в 1876 году сгорела деревянная церковь, «священнослужителям для отправления Богослужения назначена приписная к с. Знаменскому церковь в с. Свищевке, при которой наличного священника нет и быть не положено» (из документов Российского государственного исторического архива). Лишь к 1886 году в храме вновь был учрежден самостоятельный штат священно- и церковнослужителей.

В конце XIX века под храмом и кладбищем было 400 сажень земли, из которых 33 десятины пахотной и 2 десятины усадебной. Капитал церкви тогда составлял 600 рублей.

В 1896 году в селе учредили одноклассную церковно-приходскую школу, которая помещалась в кирпичном, крытом железом здании. Согласно документам Государственного архива Рязанской области, в 1902 году в ней под руководством законоучителя и одного педагога обучались 46 мальчиков и 19 девочек.

По описанию из страховой оценки 1910 года, «Введенская церковь деревянная на кирпичном цоколе. Снаружи обшита тесом и окрашена масляной краской. Внутри обита холстом. Крыша железная, окрашена зеленой краской. Длина церкви с колокольней 8 ½ сажени, наибольшая ширина 6 сажень, высота 3 сажени. На церкви одна глава. Больших окон 7, малых 2. Дверей 3. Иконостас длиной 8 аршин, высотой 10 аршин, оценен в 500 рублей. Колокольня в 3 яруса высотой до верха карниза 5 сажень. Церковь ветхая, построена в 1781 году. Оценена в 3000 рублей» (из документов Российского государственного исторического архива).

Постройка каменной церкви

В 1906 году с разрешения епархиального начальства по проекту рязанского архитектора И. С. Цеханского была начата постройка каменной церкви, так как деревянная стала ветхой и не устраивала сельчан небольшим размером. Но поскольку прихожане не располагали достаточными средствами, выборным жителям Свищевки каждый год из Консистории выдавали просительную книгу для сбора пожертвований. Поэтому постройка каменного храма продвигалась медленно, и деревянный храм еще много лет собирал под свой кров прихожан.

30 января 1913 года в Свищевке состоялся сход, на котором жители села постановили ходатайствовать перед императором о помощи на достройку церкви. В письме, объяснив ситуацию и указав просьбу, свищевские крестьяне также обещали молиться за государя и весь царствующий дом.

Получив прошение, государь император Николай Александрович поручил Св. Синоду его рассмотреть. Рязанская духовная консистория, которой было поручено подготовить сведения по этому делу, 18 июля 1913 года доложила в Синод о том, что новый храм в с. Свищевка «доведен до сводов. Средств от 15 дес., отведенных крестьянам, и сбор по снопу с каждой копны и сбор с души 50 коп., всего в год 1500 – 2000 руб.» не достаточно. Употреблено на строительство 13 тыс., а по смете необходимо 35 тыс. руб. Чтобы завершить строительство, необходимо еще 15 лет, а богослужение в старом храме становится невозможным. В заключение Консистория выразила мнение, что прошение «о пособии на достройку храма в означенном селе должно бы подлежать удовлетворению». В июне 1914 года император пожаловал 1500 рублей в Рязанскую духовную консисторию для использования по назначению.

В 1914 году…
По данным клировской ведомости, за тот же 1914 год причт деревянного Введенского храма состоял из священника и псаломщика, которые получали жалование из государственного казначейства 300 руб. и 100 руб. соответственно. Кружечный сбор в этом году составил 208 руб. Других источников содержания причта не было. Земли при храме было: усадебной вместе с погостом 2 дес., пахотной в двух участках 39 дес., которые члены причта обрабатывали сами. В каменном здании при храме располагалась церковная сторожка, приходской школы в это время не было. В должности старосты с 1914 года состоял крестьянин Александр Иванович Мерзликин. В приходе Введенского храма в селе Свищевка – 122 двора (486 мужчин и 473 женщины), в д. Вшивка – 19 дворов (61 мужчина и 85 женщин), в д. Мокрина – 9 домов (36 мужчин и 31 женщина). Всего же было 150 дворов, в них 583 мужчины и 589 женщин. Многие из крестьян были зажиточными.

Участь Введенского храма

Деревянная церковь, несмотря на почтенный почти двухвековой возраст, просуществовала до 1980-х гг. После разборки в послевоенное время второго яруса и колокольни она длительное время использовалась, как складское помещение, а с 1970-х гг. пустовала. В 1990-е годы крестовидный в плане храм, имевший пятигранную в три окна апсиду, рубленую в лапу, разобрали ввиду его ветхости. На его фундаменте в 2008 году была построена деревянная часовня.
К так и недостроенному каменному храму судьба была менее благосклонна. В книге А. Н. Больных «История поселка Лев Толстой и поселений Лев-Толстовского района» написано, что «в 1936 году Свищевскому сельсовету было предложено разобрать недостроенную церковь, а весь кирпич доставить на возведение больницы. Женщины избили председателя совета, связали и сильно избили уполномоченную из района К. В. Шубину. Но кирпич все равно был вывезен…» При этом здание каменной церкви разобрали так, что в настоящее время не удалось отыскать даже место, где она стояла.

Из воспоминаний старейшего жителя села

Мария Ишутина – одна из старейших жителей села. В этом году она отметила девяностотрехлетие.

По ее воспоминаниям, Свищевка была большим селом и делилась на несколько микрорайонов, каждый из которых имел свое название. До замужества она жила в одном из домов за первым свищевским мостом (если ехать из поселка Лев Толстой) – эта территория именовалась Конец. За вторым мостом в сторону Карповки был Заколодок, место вокруг школы – Таракановка. Если при въезде в село повернуть налево, то сразу попадешь в микрорайон Сиповка (где Мария Дмитриевна живет до сих пор после того, как вышла замуж), за ним ближе к Знаменскому – Устиновка.

— В Свищевке было много богатых семей, — говорит Мария Ишутина. – Мы нанимались к ним на работу: вязать, убирать или молотить. В конце села ближе к Карповке с левой стороны улицы была усадьба помещика, которую тщательно охраняли. Поэтому яблоки из его сада никак не удавалось попробовать. В годы коллективизации многие из зажиточных сбежали, а кого и забрали… Нашу многодетную семью особо не тормошили: тогда отобрали лошадь и телегу, только корову оставили.
По словам Марии Дмитриевны, фермы в селе были немаленькие. В них содержали крупный рогатый скот, овец. При въезде в Свищевку на бугре стоял птичник. Были и мельница, и рушалка, и баня, и начальная школа.

В годы Великой Отечественной войны многие сельчане ушли на фронт. Семнадцатилетнюю Марию вместе с другими девочками отправили копать окопы в город Данков. Но через несколько месяцев вернули назад. В соседнем Знаменском их научили управлять колесным трактором, после чего в течение войны они работали на ХТЗ в Свищевке, Карповке, Барятине.
После войны Мария Дмитриевна вышла замуж, родила четверых детей. 20 лет она отработала дояркой. Была передовым работником, имеет множество наград.

– Во времена колхоза много народа работало в селе: и на ферме, и в полях, — рассказывает Мария Ишутина. — Жизнь кипела.

В настоящее время

Сейчас Свищевка уже не выглядит оживленным и перспективным селом.

Три больших коровника были закрыты еще в девяностые годы. Колхоз развалился. Перестали существовать и баня, и школа, и даже магазин. Количество жителей с каждым годом сокращается.

Сейчас в селе есть только клуб, библиотека и почта, которые находятся в одном здании. Дважды в неделю индивидуальный предприниматель из Данкова привозит сельчанам продукты. Медпункт тоже существует, но там работает одна санитарка. Периодически проводятся службы в часовне.

К сожалению, время жестоко. От многих деревень нашего района уже не найдешь и следа. Но будем надеяться, что этого не произойдет со Свищевкой. И местные жители смогут возродить село.

(При подготовке использованы материалы книг «История поселка Лев Толстой и поселений Лев-Толстовского района» А. Н. Больных, «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии» А. Ю. Клокова, А. А. Найденова).

Сейчас в селе Свищевка зарегистрированы 147 человек. Это на сорок восемь жителей меньше, чем в 2005 году.

* * *

В основном в селе Свищевка проживали семьи Мерзликиных и Дорошиных.

Комментарии

Оставить комментарий

Митягино – одно из красивейших сёл нашего района, в которое я влюбилась лет тридцать тому назад буквально с первого посещения. Потом мне доводилось бывать там довольно часто, и каждый раз я открывала для себя новые живописные уголки населённого пункта, раскинувшегося по двум сторонам реки Гущина Ряса

На лев-толстовскую землю пришла зима. Укрытые снегом поля отдыхают от настойчивой стали земледельцев. Пройдут короткие месяцы покоя, и они вновь превратятся в благодарные труду нивы. Годы, десятилетия этой непрерывной работы помнит чернозём. Для нас же эту память сохраняют фотографии из старых альбомов.

Человек так устроен, что хочет посещать не виданные ранее красивые места. А для этого совсем не обязательно ехать за пределы своей страны

Статус одного из красивейших населённых пунктов Липецкой области и России получил Задонск по итогам экспедиции Ассоциации самых красивых деревень и городков России, проведённой совместно с Россельхозбанком.

Все новости рубрики Краеведение