В сиреневой дымке фантазий и снов предстал перед нами город Тамбов

Тёплые и солнечные октябрьские выходные так и манят к путешествиям. Недолго думая, мы с семьёй решили отвлечься от бытовых проблем и посетить соседнюю Тамбовскую область

Многие знают о Тамбове только по заезженному выражению про тамбовского волка. А ведь это край, где творил Рахманинов, где Агапкин написал «Прощание славянки», где расположена усадьба Асеева и, наконец, это красивый и светлый город.

Этот старинный город основан в 1636 году царским воеводой Романом Боборыкиным как форпост южных рубежей России. За свою историю он выдерживал 86 вражеских осад и ни разу не был покорён. На сегодняшний день ничего не осталось от древней крепости. Зато здесь можно погрузиться в атмосферу губернского города XIX века. Исторический центр в Тамбове очень большой. Это не единичные старые дома, а целые улицы и кварталы губернского масштаба.

Великая Отечественная война почти не коснулась города, его старинные особняки не рушились. А всё, что сохранилось, поддерживается в хорошем состоянии.

Тамбов нас встретил гостеприимностью. Я много читала про его архитектуру и, увидев всё своими глазами, нисколько не была разочарована. Здесь есть за что зацепиться взглядом. Итак, начну по порядку.

Тамбовский Арбат

Первой прогулкой по Тамбову стал променад по Коммунальной улице, часть которой является пешеходной. Это так называемый местный Арбат. Он небольшой, местами достаточно скромный, но всё-таки есть на что посмотреть. Хорошо сохранилась историческая застройка, в которой без труда угадываются бывшие лавки, мастерские, купеческие дома и учебные заведения. Есть современные магазинчики с сувенирами, кафешки, лавочки, колоритная скульптура тамбовской казначейши Авдотьи Николаевны из одноимённой поэмы Лермонтова. Прогуливаясь по широкой аллее, вымощенной брусчаткой, можно представить себя жителем конца 19 века.

Набережная

Набережная реки Цны – место притяжения для жителей и туристов. Она двухуровневая, первая её часть пролегает рядом с рекой, а вторая – выше на пару метров. Сама река неширокая, с изумрудными водами и множеством уток, которые выходят прямо на набережную и, нисколько не боясь людей, с явным удовольствием принимают угощения. Набережная отлично обустроена зонами отдыха. Есть пристань, на которой расположено кафе в виде кораблика. От неё ходят небольшие моторные суда, речные трамвайчики. Рядом памятник святым благоверным супругам Петру и Февронии. Очень впечатлил фонтан, который струится со дна реки и похож на хвост павлина. Много разнообразных арт-объектов, фонарей, оригинальных клумб и скамеек для отдыха, площадок для детей.

На набережной есть аллея музыки. Здесь каждый вечер собираются все желающие попеть и поиграть на инструментах. Недалеко расположен парк «Сочи» с главной достопримечательностью - скульптурой «Тамбовский мужик».

На каждом углу набережной есть прокат велосипедов и самокатов. Можно пересечь вантовый мост и оказаться на другой стороне канала и прогуляться по парку Дружбы.

На втором уровне красивые виды на золочёные купола и высокие колокольни - я ни разу не видела так много храмов в одном районе! Есть Мост влюблённых, куда приезжают молодожёны и вешают замки со своими именами, много витых лестниц, по которым можно спуститься к реке.

Мне показалось, что вечером, когда зажигают фонари, набережная превращается в сказку, из которой не захочется уходить.

Белокаменное чудо

Без сомнения, украшением города является великолепная усадьба, расположенная недалеко от набережной, на берегу Цны. Она отлично вписывается в общий колорит местности. Хозяином этой усадьбы был купец Михаил Васильевич Асеев. Ему принадлежали фабрики в нескольких поселениях Тамбовской губернии. Он поставлял ткань для армии: около 5 миллионов военных носили шинели, сделанные из высококачественного сукна тамбовского фабриканта. Также Асеев активно занимался общественной деятельностью и благотворительностью: строил школы, содержал больницы и приюты. За трудолюбие и постоянную помощь городу в 1915 году император пожаловал Асееву титул дворянина.

У Михаила Васильевича была большая семья. Для неё он в 1904 году и приобрёл в Тамбове усадьбу на высоком берегу Цны. Дом в стиле модерн с элементами барокко и классицизма был построен всего за год. Ещё два года шли отделочные работы. Строить особняк пригласили модного на тот момент московского архитектора Льва Кекушева. Он проектировал дом и его внутренние интерьеры со всей присущей ему яркостью и самобытностью. Дворец асимметричен, все фасады у него разные.

На первом этаже размещались вестибюли и гостиная, каминная и чайные комнаты, большая столовая с кухней, кабинет хозяина. В самом большом и торжественном помещении первого этажа, белом зале, принимали гостей, устраивали музыкальные вечера и праздники. На второй этаж вела парадная лестница из белого мрамора. В главном помещении, колонном зале, проходили балы. Также на этом этаже располагалась домовая церковь и комнаты членов семьи.

В 1918 году всё имущество Асеевых было национализировано, и дом перешёл в собственность государства. В барских покоях расположились воспитанники детской колонии. В том же году здесь были расквартированы солдаты и разместился один из факультетов Тамбовского университета.

Обиженный и ограбленный, Михаил Васильевич с супругой и детьми был вынужден уехать в Москву, а затем и за границу. Сегодня мало что известно о его потомках, живущих вне России.

С 1974 года усадьба носит статус памятника архитектуры. В 2009 году здесь началась реставрация, которая длилась несколько лет. Помимо работ по благоустройству был приведён в порядок и парк вокруг особняка. К привычным деревьям средней полосы добавились экзотические сорта. Садовники сохранили старый дуб, которому насчитывается несколько сотен лет. Вокруг парка и дома Асеева построили забор с кованой оградой. В ажурные полотна были вплетены первые буквы имени и фамилии хозяина. После ремонтных работ дворец, как феникс, возродился. А в 2014 году дом Асеева открылся в качестве музея, филиала «Петергофа».

Наше знакомство с имением началось с многофазового каскадного фонтана, в центре которого установлена мраморная скульптура Венеры. Сам особняк вызвал двойные ассоциации: с одной стороны, он напомнил мне белоснежный свадебный торт, с другой – шкатулку, полную загадок и сюрпризов, которую поскорее хотелось открыть. Войдя внутрь, мы попали в парадный вестибюль и аванзал. Здесь наш экскурсовод начала рассказ о хозяине дома Михаиле Асееве. А мой взор был прикован к расписным потолкам, орнамент которых был подлинным, и красивейшим старинным люстрам. Нам рассказали, что многие элементы первоначальной отделки в особняке сохранили. Дошли до наших дней и предметы интерьера: встроенная мебель, керамическая плитка пола, дубовый паркет, настенная роспись. Воссоздали гардеробную, кабинет хозяина, диванную, будуар и мужскую комнату. Парадная столовая практически вся подлинная, отсюда можно выйти на просторную террасу. В белом зале стены и потолок покрыты позолоченной лепниной. Именно здесь расположили постоянную экспозицию музея.

На второй этаж ведёт лестница из итальянского мрамора. По ней очень легко идти из-за небольшого угла подъёма. Мы даже поверили в рассказанную легенду, что во время смуты здесь поднимались всадники верхом на лошадях. Остались даже сколы на ступенях от подков. Мы поднялись, и нашему взору открылся великолепный колонный зал со стеклянным куполом, наполняющим помещение светом и торжественностью. Белоснежность, позолота, необычный потолок - все элементы зала выполнены с безупречным вкусом. А огромные декоративные мраморные колонны, увенчанные вазами, смотрятся в этом зале очень эффектно. Именно в них находится отопительная система, которая и сейчас используется по назначению. Отлично сохранился паркет, когда смотришь на него, он выглядит объёмным.

Экскурсовод рассказала, что в 1945 году в особняке случился пожар и особенно сильно пострадал второй этаж. Поэтому остальные комнаты восстановить, к сожалению, не удалось, они закрыты для посещения.

Выйдя из дома, мы решили прогуляться по территории усадьбы. Она небольшая, но очень ухоженная и уютная. По всему парку проходят прогулочные тропинки, стоят беседки и скамейки.

Храмы города

В самом центре Тамбова находится много великолепнейших по красоте церквей и монастырей. Сложно не заметить возвышающиеся над городом стройные колокольни и переливающиеся на солнце купола. Но наш взор привлёк католический храм Воздвижения Святого Креста. Эта церковь - памятник архитектуры XIX века. В то время в Тамбове проживало почти 700 человек римско-католического вероисповедания. Они были объединены в общину, которая активно ратовала за строительство в городе католического храма. Костёл был возведён в 1903 году преимущественно на средства прихожан.

Во времена гонений на веру устоять костёлу не удалось. Его настоятель был репрессирован, а сам храм закрыт. Много лет здание пустовало, а потом в нём расположился один из цехов местного ремонтного завода. Разумеется, без потерь не обошлось: колокольни были разрушены, фасад изуродован, но больше всего досталось храмовому органу.

Возрождение костёла началось только в 1996 году. И уже в 1998 возобновились ежедневные богослужения, хотя храм ещё нуждался в реконструкции. Кстати, велась она опять же на средства прихожан. В итоге из своего прежнего благообразия церковь практически ничего не утеряла. Даже, можно сказать, что-то приобрела – во дворе находится скульптура святителя Николая Чудотворца работы Зураба Церетели.

Сегодня костёл представляет собой сооружение из тёмно-красного кирпича, вытянутое вдоль центральной оси и поднимающееся высоко к небу двумя башнями, покрытыми изящным орнаментом. Характерные для стиля арки, карнизы и полукруглые окна выглядят и привлекательно, и строго. Этот изысканно декорированный храм в готическом стиле заслуженно считается украшением Тамбова. И в нём регулярно даются органные концерты для всех желающих.

Следующей нашей остановкой стал Вознесенский женский монастырь. Основан он был в 1690 году и находился в то время на окраине города. Во время пожара 1724 года все летописи об основании монастыря сгорели. Возродился он только к 1744 году, тогда же была возведена монастырская стена. Строился монастырь очень медленно. В первое время на его территории стояло лишь 18 деревянных келий, не было даже собственного храма. Первая каменная церковь была заложена в 1791 году. В 1907 году к храму пристроили два боковых придела.

Сейчас территория монастыря приведена в порядок, дорожки и площадь перед храмом заасфальтированы. Само здание церкви очень красивое, разрисовано в русском стиле, а со своими цветными куполами выглядит как малая копия собора Василия Блаженного. С уверенностью можно сказать, что Вознесенский храм является красочной доминантой монастырской обители и достопримечательностью, виднеющейся далеко за её пределами.

Музей великого композитора

Усадьба Рахманинова в Ивановке расположена в 100 км от областного центра. Изначально имение принадлежало его родственникам Сатиным. Начиная с 1890 года, Сергей Васильевич почти каждое лето проводил в этом имении, а в 1902 году женился на двоюродной сестре Наталье Сатиной, добившись высочайшего дозволения на этот брак императора и разрешения Святейшего Синода. Вплоть до 1917 года композитор с супругой занимали двухэтажный кирпично-деревянный флигель. Его манила уединённость места и близость природы, отдалённость от шума столицы и отсутствие проблем. Сергей Васильевич с головой погружался в творчество, гуляя по ивановским садам и тенистому парку. Большая часть его музыкальных произведений дореволюционного периода была создана именно здесь, в Ивановке. С этой «тихой гаванью» Рахманинов связывал лучшие годы своей жизни.

Усадьбу после революции разграбили и разрушили. Восстанавливать начали только с 1968 года. Здания, интерьеры и оформление парка создали заново по фотографиям, рисункам, подробным записям и воспоминаниям близких. Официально дом-музей открыли в 1982 году, а восстановление отдельных объектов шло ещё почти 30 лет.

Комплекс включает в себя несколько строений и парк с водоёмом. Главные ворота украшены стилизованной античной лирой и тремя нотными станами с записанной на них мелодией рахманиновского романса. К центральной усадьбе ведёт небольшая аллея, на которой расположен памятник великому композитору, встречающий гостей.

В усадебном доме мы ознакомились с комнатами членов семьи, бильярдной, чайной, библиотекой и столовой. Одна из комнат выделена под выставку, посвящённую Рахманинову. А в бывших детских спальнях первого этажа размещён концертный зал на 50 мест. Женщина-экскурсовод преподносила информацию так, что исторические события как будто оживали. Казалось, что люди, жившие в усадьбе давным-давно и пользовавшиеся всеми этими вещами, просто вышли на минуту и сейчас обязательно вернутся.

Во флигеле представлена такая же простая обстановка, как и при жизни Рахманиновых. Здесь собраны характерные для тех лет предметы, личные вещи семьи, куклы, фотографии, ноты и книги. Доступ открыт к кабинету композитора, детской, спальне, столовой и комнате прислуги.

Осмотрев всё, мы отправились на прогулку по парку. На территории повсюду расставлены удобные скамейки, столики и садовые диваны, сооружены всевозможные навесы и оригинальные беседки. Через водоём перекинут «лёгкий» мостик, есть небольшой причал для лодок, сценическая площадка для симфонических концертов на одном берегу и зрительские ряды на другом. Можно с уверенностью сказать, что здесь кругом царит рахманиновская атмосфера. Здесь композитор получал творческое вдохновение и сочинял произведения. По возвращении во флигель он переносил мелодии на нотный стан.

В усадьбе и в настоящее время проходят различные фестивали, всевозможные конкурсы, концерты, мастер-классы, творческие вечера. В концертных программах участвуют выдающиеся российские музыканты.

В ЗАВЕРШЕНИЕ

Старинный красивый купеческий город Тамбов поразил меня своей хорошо сохранившейся красотой, чистотой и уютом. Он вызвал единственное желание – вернуться. Здесь на самом деле стоит провести хотя бы одни выходные.

Комментарии

Оставить комментарий

«Продолжаем исследовать достопримечательности нашего края» - под таким девизом учителя Гагаринской школы совершили экскурсию в село Баловнево Данковского района, где сохранились останки усадебного комплекса князей Муромцовых.

На новой выставке в Картинной галерее им. Н.А. Сысоева представлены археологические находки: железные предметы 13-14 веков, обнаруженные около с. Балахна Задонского района.

Митягино – одно из красивейших сёл нашего района, в которое я влюбилась лет тридцать тому назад буквально с первого посещения. Потом мне доводилось бывать там довольно часто, и каждый раз я открывала для себя новые живописные уголки населённого пункта, раскинувшегося по двум сторонам реки Гущина Ряса

На лев-толстовскую землю пришла зима. Укрытые снегом поля отдыхают от настойчивой стали земледельцев. Пройдут короткие месяцы покоя, и они вновь превратятся в благодарные труду нивы. Годы, десятилетия этой непрерывной работы помнит чернозём. Для нас же эту память сохраняют фотографии из старых альбомов.

Все новости рубрики Краеведение