Благослови, мати, лето повстречати! С чистой водицей, с высокой пшеницей

Дни перед Троицей считались у древних славян сакральными и назывались Зелёными святками или Семиковой неделей, а приходящийся на четверг Семик до принятия христианства был одним из самых главных праздников в году. Этот период был насыщен народными обрядами, которые символизировали смену весны летом

В рамках Года культурного наследия народов России и редакционного проекта «Традиции» коллектив «Народного слова», заручившись поддержкой работников культуры, решил изучить самые яркие обряды предков, пришедшие к нам из глубины веков.

Русь-матушка, моя страна,

Традиций дедовских полна

Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций и отрыв от выработанных годами ценностей и идеалов ни к чему хорошему не приводит. Ведь праздники народного календаря, старинные обряды и игры содержат важнейшую информацию о том, как наши далёкие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили домашний очаг, семью, мать и материнство, как поощряли честный труд на родной земле. Сегодня соблюдение обрядов уже не является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, мы можем их только изучать и наблюдать в воспроизведённом культработниками виде. А в былые времена участие в ритуалах было обязательным для каждого жителя, ведь их игнорирование могло навлечь различные несчастья в виде бесплодия, безбрачия, раннего вдовства, неурожая, падежа скота и прочего.

Сейчас фольклористы и работники культуры по крупицам собирают бесценное и самобытное наследие народа. Но несколько лет назад, когда был взят курс на светлое коммунистическое будущее, это наследие было сброшено, как ненужный, запылившийся багаж. Отголоски некоторых старинных традиций, передаваясь от поколения к поколению, до наших дней всё-таки доходили, правда, уже в «размытом», приблизительном варианте. Например, во времена моего детства одна их старожилов деревни в какой-то день начала лета жарила яичницу и отправляла нас, местную ребятню, в поля со словами: «Яичницу по чуть-чуть съешьте, а остальную во ржи оставьте. Нынче кукушку надо угостить да покрестить». «И что тогда?», - спрашивали мы в предвкушении интересного приключения. «Урожай богатым будет, а вам кукушка счастье накукует». Дальнейших вопросов мы не задавали - не терпелось отправиться в путь. Помню, всегда по дороге, как на грех, разыгрывался такой аппетит, что кукушка каждый раз рисковала остаться без угощения. Но ответственность свою за хороший урожай мы осознавали, поэтому поручение всегда выполняли. И если где-то в это время начинала куковать кукушка, радости не было предела: нам казалось, что она нас видит и благодарит. С возрастом вместе с воспоминаниями всё чаще возникал вопрос, что за обряд тогда мы исполняли, в чём его суть?

Ты прощай, кукушечка, до новых берёз,

до красной до зари, до новой до травы

Сегодня материалов по этой теме хоть отбавляй, для любознательных белых пятен не остаётся. Яичница, кстати, присутствует во многих славянских ритуалах, направленных на увеличение плодородия, ведь яйцо – это символ жизни. А крещение и похороны кукушки является одним из самых древних, загадочных обрядов, включающих в себя множество ритуальных действий (в своём детстве я соприкоснулась, оказывается, лишь с одним его названием). В разных губерниях России обряд справлялся по-разному, но суть оставалась одна. Почему именно кукушка? С этой птицей были связаны определённые мифологические представления, она наделялась способностью предсказывать будущее, считалась воплощённой душой умершего или вестницей мира предков. Считалось, что на Петров день птицы изгоняют её из леса за то, что она не вьёт гнезда и не выводит птенцов. А ещё существовало поверье, что с Петрова дня кукушка перестаёт куковать и исчезает или превращается в ястреба. Кукование, затянувшееся за Петров день, расценивалось как предвестие беды. Поэтому её и хоронили. Кроме того, до принятия христианства в образе кукушки люди представляли печаль по ушедшим людям. Во многих старых песнях она прилетает горевать над душами умерших. Люди верили, что ритуальная птица может унести все горести, накопленные за год.

Для обряда изготавливалась кукла-кукушка. Наши предки чаще всего мастерили её из растений с народными названиями: кукушка, кукушкин цвет, кукушкины слёзки, заря, дрёма и других. Её одевали в сарафан, повязывали голову платком, чаще чёрным, как вдову. Правда, в некоторых вариантах обряда «кукушкой» служила украшенная лентами и бусами берёзовая, рябиновая, вербовая или черёмуховая ветка, букет полевых цветов или корень травы, увешанный монистами. Есть свидетельства, что «кукушка» выглядела и как венок из травы кукушкины слёзки, перевязанный красной лентой. Менее распространены были варианты «кукушки» в виде матерчатой куколки, но именно их мы и использовали, когда на днях вместе с сотрудниками Центра культурного развития попытались воспроизвести этот обряд.

Древние славяне ритуальный предмет бросали в ржаное поле, или сажали под кустом, или привязывали к дереву, или сбрасывали в реку. В некоторых местностях фигурку хоронили в укромном месте прямо в земле. Мы пошли по более лёгкому пути – припрятали её в траве. При «похоронах» пели песни, в которых прощались с кукушкой до следующего лета.

Девки красные идут

в лес берёзку завивать

да Семик величать!

Семик является языческим праздником. Предположительно, в древности он входил в единый весенний праздничный цикл, начинала который Масленица, и был его завершением. Он открывал ряд обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю. Деревни и сёла на этот период буквально преображались: дома и улицы украшались срезанными берёзками, ветками, цветами. Каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, но основные элементы обряда сохранялись: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, плетение венков, хороводные песни и игры, гадание на венках, брошенных в воду. Обычай, распространённый по всей России, вошёл потом и в церковную практику: внутри церкви ставили срубленные берёзки, пол устилали душистыми травами, верующие стояли во время праздничной службы с ветками берёзы и букетиками цветов. Церковь рассматривала цветы и зелень как знак жизни, а сам обычай приносить их в храм – как выражение радости и благодарности Богу.

Главным объектом поклонения в эти дни была берёза. В поверьях она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Берёза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Завивание берёзки - один из главных обрядов, суть которых состояла в чествовании возрождающейся после зимы природы. Начальный этап завивания приходился на Семик, а окончание - на Троицу. Обряд совершали девушки, которые отправлялись в четверг Семиковой недели в лес, на берег реки или к ржаному полю для выбора ритуального дерева. Выбрав, начинали завивать ветви – скручивать их друг с другом, заплетать в косы, пригибать к земле и там закреплять колышками, связывать несколько веток ленточками и т. п. Заплетая веточки, девушки загадывали о своей судьбе, о своих желаниях. После этого вокруг берёзы водили хороводы. Затем под ней устраивали пиршество, основными блюдами которого были яйца, яичница, лепёшки, пироги, пиво. На Троицу девушки отправлялись в лес развивать берёзку, а затем опять устраивали гуляния.

Кроме того, в эти дни совершались аграрные обряды - обходы полей, гуляние и трапезы девушек и молодых женщин на поле, величание ржи, «вождение колоска», качание молодёжи на качелях, проведение круговых игр с мотивами сеяния, роста, созревания - все они были направлены на получение богатого урожая и хорошего приплода скота. Говорили: «Где девки шли, тут и рожь густа, колосиста, семениста, нажиниста, умолотиста».

Поклоню да свою буйную головушку,

Покорю своё печальное сердечушко

У наших предков Семик считался важным поминальным днём. Отличительной чертой было поминовение всех заложных покойников - самоубийц, умерших без покаяния, проклятых родителями, казнённых преступников, колдунов, а также убогих, похороненных в так называемых убогих домах и «скудельницах». На кладбищах и местах массового погребения служили вселенскую панихиду. На могилы заложных покойников в этот день, единственный день в году, приносили ритуальную пищу: крашеные яйца, вино, блины, булки, испечённые из муки, собранной по всем домам селения. Верили, что в этот день даже самые большие грешники отдыхают от адских мучений.

Слёзы и причитания по усопшим в этот день немедленно сменялись смехом и весельем, продолжающим человеческую жизнь.

Покумимся, чтобы не браниться,

а навечно подружиться

По примеру далёких предков, мы оставили яичницу на краю поля для улучшения его плодородия, закопали в траве «кукушку», нашептав ей на прощанье о своих горестях и неудачах, попросили живительной силы у берёзки, а потом вспомнили про ещё один важный обряд, который совершался во время Зелёных святок – кумление. Наиболее распространённым был вариант, когда девушки подходили с двух сторон к завитому на берёзе венку, троекратно целовались через него, затем обменивались нательными крестиками и небольшими подарками. Покумившиеся девушки считались подругами на всю жизнь или до следующего кумления через год с другой девушкой, а иногда и просто на срок праздника.

НАПОСЛЕДОК

Семик - один из самых ярких славянских праздников, упоминания о котором встречаются в летописях 12 века. История Семика - это наши корни и путь становления веры. Языческое празднование не входило в календарь православных праздников. Но он наложил отпечаток на празднование светлого дня Святой Троицы и оставил в наследство прекрасные традиции и обряды.

Комментарии

Оставить комментарий

Народные традиции, обычаи и обряды формировались на протяжении многих веков. Некоторые из них уходят корнями в далёкие времена язычества и представляют собой значительную часть нашего культурного наследия, которое является отличительной чертой русского народа

В рамках Года культурного наследия народов России и ежегодной Всероссийской акции в поддержку чтения «Библионочь–2022» в Лев-Толстовской центральной библиотеке и её филиалах прошли тематические мероприятия, посвящённые традициям и обычаям нашей страны.

6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка Александра Пушкина, в России и во всём мире отмечают Международный день русского языка, учреждённый департаментом ООН по общественным связям.

Все новости рубрики Культура