И вплелись у мастерицы в узоры васильки и птицы

Мы завидуем тем, кто пока не побывал в музее елецкого кружева – их ждут невероятные ощущения от знакомства с этим старинным видом искусства, восхищение мастерством кружевниц, любование красотой узоров, в которых поют птицы, расцветают цветы, кружат снежинки, колосится золотая нива

А пока вы собираетесь в дорогу по направлению к древнему городу Ельцу, мы расскажем вам всё, что удалось узнать по истории кружевоплетения на просторах Интернета.

Появление кружева на Руси

Оказывается, слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. А «крёстным отцом» кружевного дела на Руси является Пётр Первый. Он стал преобразователем в самых разных сферах бытия, в том числе установил новые формы ношения повседневной и праздничной одежды, повелев украшать её кружевом. Но на Руси хлопчатобумажные кружева в то время не плели, а привозить их из Европы было очень дорого. Поэтому в 1725 году в московском Новодевичьем монастыре организовали мастерскую для обучения 250 девочек-сирот под руководством опытных кружевниц из бельгийского Брабанта. Вскоре мода на кружевоплетение дошла до помещичьих усадеб, где этим стали заниматься крепостные девушки.

Официальным годом рождения елецкого кружева считается 1801 год, которым датируется сохранившееся полотенце со словами: «Сей плат шила диаконова дочь Александра Ивановна». Узор включает три фигуры: раскидистый цветущий куст, олень (символ Ельца) и птицы, похожие на лебедей.

Полотенца с кружевами были изюминкой Елецкого края. Ими убирали зеркала, вешали их на крючки по стенам, они входили в приданое и их же дарили всем присутствующим во время венчания от лица молодых. Часто фату и венчальное платье елецкая невеста шила из кружев, сплетённых своими руками.

Одной из главных особенностей русского елецкого кружева первой половины XIX века является его многоцветность. Она достигалась соединением в одном изделии различных материалов: льна, шёлка, хлопчатобумажных тонких нитей, шерсти и металлической канители. Сочетание разной плотности плетения создавало впечатление объёмности узора.

Искусными кружевницами были монахини женского Знаменского монастыря в Ельце. Известно, что всего за месяц монахини изготовили неповторимые по красоте платья Великим княгиням Романовым - Ольге и Ксении.

Кружево на первых порах делалось из светлых льняных нитей, а затем и из тонких хлопчатобумажных. В богатых купеческих семьях и помещичьих усадьбах его плели из металлических, льняных и шёлковых нитей, а для богатых заказов использовали золото и серебро.

Плели кружева по особым рисункам – сколкам, которые наносили проколами на бумагу или картон. В проколы вставляли булавки, к ним прикрепляли кружево во время работы. Мастерицы перебирали коклюшками в определённом порядке, выполняя замысловатые кружевные узоры.

В 1880 - 1883 гг. в 17 регионах России, где производилось кружево, насчитывалось 32 тысячи кружевниц. И в одном лишь Елецком уезде их было 11 тысяч 607 человек - более 1/3 кружевниц всей России.

Как спасли народный промысел

К 1890 году елецкий кружевной промысел прочно завоевал международный рынок. Его изделия, тонкие, ажурные, продавались и имели спрос не только в странах Европы, но и в Индии, Китае, Турции и Америке. Елец стал крупным центром кружевной торговли.

Приезжали за русским кружевом купцы из Варшавы, Одессы, Хельсинки, Украины, Сибири и Крыма. Крупные скупщики, кроме оптовой закупки, приобретали изделия на базаре, на дому по заказам, через своих агентов, в деревнях у сельских торговцев. Они снижали цены на кружева, покупали весь товар без браковки, хорошие и плохие изделия по одной цене, поэтому тонкое и изящное плетение стало уступать место более грубому и жидкому. Мастера стали использовать худшие материалы, сокращать сложность узора, а потерю в цене пытались наверстать скоростью в работе.

Чтобы спасти народный промысел, Елецкое земство помогло открыть 4 кружевные школы. В них не только учили кружевоплетению, но и помогали мастерицам приобретать нитки и сколки, получать и отправлять заказы.

Такую же задачу выполнял Кустарный частный склад А.А. Стаховича, открытый в Пальне-Михайловке. В этом же имении была создана частная школа - Паленское кружевное училище. Семья елецких дворян Стаховичей широко известна своей ролью в культурной жизни России. Пальну посещали Л.H. Толстой, К.С. Станиславский. Великий русский художник И.Е. Репин неоднократно посещал в Пальне Стаховичей, написал там несколько своих лучших картин.

В школу принимались девушки-подростки из бедных крестьянских семей. Они жили на полном пансионе и обучались в течение четырёх лет грамоте и искусству кружевоплетения. Самых талантливых направляли учиться в Петербург, в Мариинскую практическую школу кружевниц и коврового ткачества. Паленская школа имела свой кустарный склад, который отправлял изделия в Париж и другие города Европы.

Елецкие кружевницы для большей выразительности рисунка изделия изобрели «скань», когда контуры рисунка, мотива, узора выкладываются более толстой ниткой, или оранжевая, голубая или белая нить была на чёрном фоне. В кружеве встречаются узоры, типичные только для этой местности: «гречишка», «жучки», «паучки», «жемчужинка», «звёздочка» «павлинка», «олень».

Елецкий уезд до 1913 года был на первом месте в России по количеству кружевниц и объёму производства.

Впервые Европа познакомилась с елецкими кружевами на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, где они вызвали восхищение. В 1882 году произведения елецких мастеров участвовали в Московской художественной выставке и были отмечены дипломом за разнообразие и качество изделий.

Преграды не сломили елецких кружевниц

В годы первой мировой войны кружевной промысел в Ельце пришёл почти в полный упадок. Не было сырья, уменьшился спрос на изделия. Многие кружевницы вынуждены были оставить любимое дело.

Однако в 20-х годах артели объединились в Елецкий союз кружевниц, а в 1936 году елецкие кружева получают на Международной выставке в Нью-Йорке Золотую медаль. В 1937 художественные изделия елецких мастериц вновь завоёвывают Золотую медаль на Международной выставке в Париже.

Интересно, что в 1920-е годы елецкие мастерицы стали вводить в кружева элементы советской эмблематики, портреты вождей, изображения тракторов, самолётов, парашютов, то есть появился не только так называемый агитационный фарфор, но и агитационный текстиль.

Во время Великой Отечественной войны кружевные артели были на два года переведены на изготовление тёплых вещей для бойцов. Многие образцы кружев были утеряны, большинство сколков, хранивших интереснейшие старинные узоры, сгорели.

В 1943 г. Указом Правительства СССР было принято постановление о восстановлении елецкого кружевного промысла. И уже в сентябре того же года была открыта школа по подготовке мастеров кружевного производства, ставшая впоследствии профтехучилищем.

«Елецкий Союз кружевниц» стал комбинатом художественных промыслов и первым в городе получил право выпуска продукции со Знаком качества. В 1974 г. произошло переименование организации в объединение «Елецкие кружева».

Начало 90-х годов было переломным в развитии кружевного промысла. В объединение «Елецкие кружева» были включены 29 производственных бригад, расположенных по всей Липецкой области. По качеству продукции Елец занимал 1-е место в России.

Годы рыночных реформ отразились на судьбе кружевниц: стране стало не до кружева. Численность кружевниц-надомниц сократилась наполовину, объём производства упал, зарплаты не выплачивались месяцами. На предприятии наступили непростые времена, но объединение искало пути выживания. Только за 2000 г. фирма «Елецкие кружева» получила более 30 дипломов и благодарственных писем.

МЕЖДУ ПРОЧИМ

До сих пор благодаря настоящим мастерам своего дела не увядает слава кружев Ельца. Изделия современных кружевниц не уступают по качеству старинным образцам, приумножая в красоте вековые традиции.

Комментарии

Оставить комментарий

В середине ноября в нашей стране отмечался профессиональный праздник повелителей огня и металла - День кузнеца

В минувшую пятницу в сквере им. Л.Н. Толстого жители района возложили цветы к памятнику человеку, внёсшему неоценимый вклад в историю литературы не только России, но и всего мира.

В рамках Года культурного наследия в краеведческом музее открылась выставка «Многоликая Россия». Она посвящена традициям, быту и творчеству разных культур и народов, проживающих на территории нашей огромной страны

Все новости рубрики Культура