Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет

Такие слова написал в стихотворении «Пожелание друзьям» известный поэт Самуил Яковлевич Маршак, 135 лет со дня рождения которого исполнилось 3 ноября

На вопрос, кто является любимым детским поэтом, абсолютное большинство наверняка ответит, что это Маршак - нет в нашей огромной стране такого уголка, где бы не знали этого замечательного автора.

Накануне его юбилея в районной библиотеке прошло увлекательное занятие с дошколятами, где малыши рассказывали, слушали, инсценировали стихи одного из главных детских поэтов нашей страны, вспоминали любимые мультики, снятые по его произведениям, а их немало: «Кошкин дом», «Про козла», «Почта»,  «Вот какой рассеянный», «Гришкины книжки», «Пёс и кот», «Где обедал воробей» и многие другие.

Что нам известно о жизни и творчестве этого разностороннего человека, который был не только поэтом, но и прозаиком, переводчиком, сатириком, драматургом, критиком, редактором, педагогом, теоретиком детской литературы и основателем детских театров?

Он родился в Воронеже в большой и дружной семье.

Всё мне детство дарило,

Чем богат белый свет:

Ласку матери милой

И отцовский совет…

Всё вокруг было ново:

Дом и двор, где я рос,

И то первое слово,

Что я вслух произнёс…

Жили они небогато. Отец работал на химическом заводе техником-мастером. Мать занималась воспитанием шестерых детей. Семья была образованной и начитанной. Отец всегда поддерживал в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Книга была лучшим другом в этой семье, и стихи рано вошли в жизнь будущего поэта. В доме существовала традиция семейных чтений. Отец вслух читал книжки всем детям. Большая семья Маршаков подарила нам трёх писателей: самого Самуила Яковлевича, его брата – Михаила Ильина и сестру Лию Яковлевну.

Сочинять стихи Самуил начал ещё в четыре года. В пять лет он читал свои стихи на детском утреннике, а уже в двенадцать писал настоящие большие произведения. Так как отец будущего писателя пытался найти свой путь в химии, семья вынуждена была часто переезжать.

В край далёкий, незнакомый

Едет вся моя семья.

Третьи сутки вместо дома

У неё одна скамья.

Тесновато нам немножко

Это новое житьё.

Но открытое окошко

Перед столиком – моё!

Свои первые знания он получил в гимназии Воронежской губернии. Его успехи в учёбе восхищали учителей. В 1902 году Маршак переезжает в Петербург, поступает в одну из лучших столичных гимназий. В 1911 году Самуил Маршак путешествовал по Турции, Греции, Сирии, Палестине, как корреспондент петербургских изданий. Вернувшись из поездки, он написал цикл стихотворений «Палестина».

Шумят открытые харчевни,

Звучат напевы дальних стран,

Идет, качаясь, в город древний

За караваном караван.

Но пусть виденья жизни бренной

Закрыли прошлое, как дым,

Тысячелетья неизменны

Твои холмы, Иерусалим!

И будут склоны и долины

Хранить здесь память старины,

Когда последние руины

Падут, веками сметены.

Во время служебной командировки он познакомился со своей женой Софьей. Поженившись, они сдали экзамены и поступили в Лондонский университет: он - на филологический факультет, она – на естественный. Самуил и Софья сразу стали учить язык и потрясли всех успехами. Студенты называли Маршака «высокообразованный русский», а профессора приглашали их к своему столу.

Живя в Англии, Самуил изучал английскую литературу и начал переводить детские стихи, песенки, стихи английских и шотландских поэтов.

В 1920-х годах Самуил Маршак с семьёй вернулся в Петербург. Руководил студией детских писателей в Институте дошкольного образования, стал фактическим редактором одного из первых советских журналов для детей «Воробей». Журнал рассказывал о природе, технических достижениях тех лет и предлагал юным читателям ответы на множество вопросов. В издании выходила постоянная рубрика - «Бродячий фотограф» Бориса Житкова, «Лесная газета» Виталия Бианки. Кстати, когда Бианки принёс Маршаку свои стихи, тот прочитал их и посоветовал писать прозой и только о том, что хорошо знает. Бианки был сыном учёного, любил биологию. В результате на его рассказах о животных и птицах выросло не одно поколение ребят.

Неоценима помощь Маршака детям-сиротам во время Гражданской и Великой Отечественной войн. Вот лишь два эпизода. В 1918 году поэт отправился в Петрозаводск к брату в поисках работы. Тогда же недалеко от города, на берегу Онежского озера, открылась летняя детская колония, где жили сироты, беспризорные и дети местных советских работников. Маршак проводил там всё свободное время: читал ребятам стихи, играл в разные игры, ходил с ними в походы. Помогал по хозяйству - мыл полы, готовил, разливал порции по мискам, резал хлеб. «И всё это с шутками, прибаутками, с сочинёнными тут же на месте стихами про расторопных и нерасторопных ребят, про еду», - рассказывала воспитательница колонии. По её словам, Маршак принял участие в судьбе многих беспризорников, «некоторых возвращал к жизни в буквальном смысле слова». Через несколько месяцев он уехал в Екатеринодар (ныне Краснодар), зарабатывал тем, что писал фельетоны для местной газеты. Но этим его деятельность не ограничивалась - он снова начал работать с детьми, которых Гражданская война лишила семьи и крова. Для них Маршак разработал проект дома детского труда и отдыха, который утвердили местные власти. Комплекс зданий, включавший в себя детский сад, школу, учебные мастерские, библиотеку и столовую, назвали Детским городком.

В 30-х годах Самуил Маршак вместе с Максимом Горьким создал первое Издательство детской литературы (Детиздат).

Когда началась Великая Отечественная война, Маршака не взяли в действующую армию - у него было слабое зрение. В эти годы он печатает в газетах сатирические эпиграммы, пародии, высмеивающие и обличавшие врага, стихи для военных плакатов, за что получил свою первую Сталинскую премию (а всего он был награждён этой премией трижды). Во время войны он неоднократно выезжал на фронт, выступал перед солдатами, вёл записи, которые затем становились стихами. 

Маршак постоянно говорил, что слово в прозе и поэзии для детей должно быть точным и ёмким, поэтому написать четыре строки для четырёхлетки гораздо сложнее, чем большую поэму для подростка. Поиском этих слов и строк он занимался днём и ночью: «Во сне порой приходят дельные мысли. Записываю, не зажигая света». Трудно представить детство любого ребёнка без рассеянного с улицы Бассейной, глупого мышонка, теремка, Усатого-полосатого. Написанное почти век назад, в 1926 году, стихотворение «Багаж» и сегодня с удовольствием читают как взрослые, так дети. Оно - замечательный пример авторского остроумия и способности играть словами. В детском воображении легко предстают все описанные действия, а взрослые улыбнутся над саркастическими намёками на бюрократические формальности и пренебрежительное отношение к чужим вещам. Весёлый стих был негативно встречен советской критикой. Но пережив время, он и сегодня продолжает радовать читателей.

Дама сдавала в багаж

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции

Четыре зелёных квитанции

О том, что получен багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.

Кидают в открытый вагон.

Готово. Уложен багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,

Удрал из вагона щенок.

Хватились на станции Дно:

Потеряно место одно.

В испуге считают багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка…

- Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колёс

Огромный взъерошенный пёс.

Поймали его - и в багаж,

Туда, где лежал саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка,

Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.

Носильщик пятнадцатый номер

Везёт на тележке багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку,

А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит,

А барыня как закричит:

- Разбойники! Воры! Уроды!

Собака - не той породы!

Швырнула она чемодан,

Ногой отпихнула диван,

Картину,

Корзину,

Картонку…

- Отдайте мою собачонку!

- Позвольте, мамаша! На станции,

Согласно багажной квитанции,

От вас получили багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

Однако

За время пути

Собака

Могла подрасти!

А кто не знает стих про звонкий мяч? Его дебют состоялся на страницах журнала «Чиж» в 1933 году. Произведение построено на вихревом динамизме слов и действия. Ритм – словно удары мяча, мельканье красок на боках игрушки. Как в калейдоскопе - огород, ворота, дорога, машина. Завершается история неожиданно, словно финал пляски или частушки. Здесь и мягкое предостережение ребятам об опасностях на дороге, и юмористически обыгранная растерянность шалуна. Эта книга многократно переиздавалась солидными тиражами, иллюстрации к ней есть как хрестоматийные, ещё советского периода, так и современные.

Мой

Весёлый,

Звонкий

Мяч,

Ты куда

Помчался

Вскачь?

Жёлтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой!

Я

Тебя

Ладонью

Хлопал.

Ты

Скакал

И звонко

Топал.

Ты

Пятнадцать

Раз

Подряд

Прыгал

В угол

И назад.

А потом

Ты покатился

И назад

Не воротился.

Покатился

В огород,

Докатился

До ворот,

Подкатился

Под ворота,

Добежал

До поворота.

Там

Попал

Под колесо.

Лопнул,

Хлопнул –

Вот и всё!

В 1937 году на страницах газеты «Правда» и в «Мурзилке» было опубликовано произведение «Рассказ о неизвестном герое». В этот период автор переживает один из тяжелейших для своей работы периодов: возглавляемое им издательство разогнано, сотрудники уволены, а то и арестованы. Поводом к написанию этого стихотворения стала публикация в «Правде» - о происшествии, имевшем место в Москве. В газете было названо имя и приведена фотография героя, это оказался студент рабфака, бывший красноармеец 27-летний Василий Бурацкий. Поэт переработал сюжет под детскую аудиторию. Герой спасает не девушку, а девочку, и остаётся неузнанным - к славному подвигу каждый готов. Стихотворение многие читатели знают наизусть, оно входило в школьную программу начальных классов.

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Среднего роста,

Плечистый и крепкий,

Ходит он в белой

Футболке и кепке.

Знак «ГТО»

На груди у него.

Больше не знают

О нём ничего.

Многие парни

Плечисты и крепки.

Многие носят

Футболки и кепки.

Много в столице

Таких же значков.

Каждый

К труду-обороне

Готов.

Кто же,

Откуда

И что он за птица

Парень,

Которого

Ищет столица?

Что натворил он

И в чём виноват?

Вот что в народе

О нём говорят.

Ехал

Один

Гражданин

По Москве –

Белая кепка

На голове, -

Ехал весной

На площадке трамвая,

Что-то под грохот колёс

Напевая…

Вдруг он увидел –

Напротив

В окне

Мечется кто-то

В дыму и огне.

Много столпилось

Людей на панели.

Люди в тревоге

Под крышу смотрели:

Там из окошка

Сквозь огненный дым

Руки

Ребёнок

Протягивал к ним.

Даром минуты одной

Не теряя,

Бросился парень

С площадки трамвая

Автомобилю

Наперерез

И по трубе

Водосточной

Полез.

Третий этаж,

И четвёртый,

И пятый…

Вот и последний,

Пожаром объятый.

Чёрного дыма

Висит пелена.

Рвётся наружу

Огонь из окна.

Надо ещё

Подтянуться немножко.

Парень,

Слабея,

Дополз до окошка,

Встал,

Задыхаясь в дыму,

На карниз,

Девочку взял

И спускается вниз.

Вот ухватился

Рукой

За колонну.

Вот по карнизу

Шагнул он к балкону…

Еле стоит,

На карнизе нога,

А до балкона –

Четыре шага.

Видели люди,

Смотревшие снизу,

Как осторожно

Он шёл по карнизу.

Вот он прошёл

Половину

Пути.

Надо ещё половину

Пройти.

Шаг. Остановка.

Другой. Остановка.

Вот до балкона

Добрался он ловко.

Через железный

Барьер перелез,

Двери открыл –

И в квартире исчез…

С дымом мешается

Облако пыли,

Мчатся пожарные

Автомобили,

Щёлкают звонко,

Тревожно свистят.

Медные каски

Рядами блестят.

Миг – и рассыпались

Медные каски.

Лестницы выросли

Быстро, как в сказке.

Люди в брезенте –

Один за другим –

Лезут

По лестницам

В пламя и дым…

Пламя

Сменяется

Чадом угарным.

Гонит насос

Водяную струю.

Женщина,

Плача,

Подходит

К пожарным:

- Девочку,

Дочку

Спасите

Мою!

- Нет, -

Отвечают

Пожарные

Дружно, -

Девочка в здании

Не обнаружена.

Все этажи

Мы сейчас обошли,

Но никого

До сих пор

Не нашли.

Вдруг из ворот

Обгоревшего дома

Вышел

Один

Гражданин

Незнакомый.

Рыжий от ржавчины,

Весь в синяках,

Девочку

Крепко

Держал он в руках.

Дочка заплакала,

Мать обнимая.

Парень вскочил

На площадку трамвая,

Тенью мелькнул

За вагонным стеклом,

Кепкой махнул

И пропал за углом.

К сожалению, газетная полоса может вместить ограниченное число стихотворений. А читать их хочется ещё и ещё. Все они вызывают улыбку, разгоняют плохое настроение, легко запоминаются. В них неживые предметы оживают, а животные могут дружить.

Самуил Яковлевич оставил нам, помимо стихов для малышей, сказки, загадки, детскую энциклопедию в стихах «От А до Я», лирику, а также переводы. Помните стишки про Шалтая-Болтая, «Дом, который построил Джек», «Потеряли котятки по дороге перчатки», «Три мудреца в одном тазу», «Робин-Бобин Барабек»? Это перевод английского фольклора. Балладу Роберта Льюиса Стивенсона «Вересковый мёд», стихотворение Редьярда Киплинга «На далёкой Амазонке не бывал я никогда» (песенка бардов Сергея и Татьяны Никитиных), песенку эксцентричной тётушки «Любовь и бедность навсегда меня поймали в сети…» Роберта Бернса? Произведения Джорджа Байрона, Алана Милна, Джанни Родари? «Русскими» их сделал Маршак. Ради четырёх переводных строк он исписывал кипу бумаги, но получившиеся в итоге обладали силой, ясностью и абсолютной законченностью. За блестящий перевод шотландского поэта Роберта Бернса Самуил Яковлевич получил звание почётного гражданина Шотландии. И нельзя не сказать, что Маршак перевёл все 154 сонета Шекспира, делая до 20 вариантов каждого из них. Это титанический труд!

Поэт, журналист, военный корреспондент Маргарита Алигер рассказывала, что в Москве среди ужасов 1941 - 1943 годов настоящими оазисами для неё были встречи с Маршаком. Отступали голод и нетопленая квартира, когда он начинал читать стихи. В одну из таких встреч Маршак прочёл сказку «Двенадцать месяцев». Написанная посреди голода, холода, смертей и крови, она заставляла, как в детстве, поверить, что добро побеждает и чудеса случаются. Сказка получила известность, и кинематографический вариант захотел сделать Уолт Дисней. Он обратился к Маршаку за разрешением, но была война, письмо шло около девяти месяцев, и ничего так и не состоялось. Зато в 1956 году был снят замечательный советский мультфильм, любимый многими поколениями зрителей.

В 1963 году вышла последняя книга Самуила Маршака - «Избранная лирика». Он получил за неё престижную Ленинскую премию.

В КОНЦЕ

За год до смерти Маршак почти ослеп. В июле 1964 года он лёг в больницу, чтобы сделать операцию на глазах. В клинике у него началось воспаление лёгких. Но даже за день до смерти – от острой сердечной недостаточности - он (при помощи технического редактора) правил текст своей сказки «Мистер Твистер».

Источник: 
Лана Панова

Комментарии

Оставить комментарий

В середине ноября в нашей стране отмечался профессиональный праздник повелителей огня и металла - День кузнеца

В минувшую пятницу в сквере им. Л.Н. Толстого жители района возложили цветы к памятнику человеку, внёсшему неоценимый вклад в историю литературы не только России, но и всего мира.

В рамках Года культурного наследия в краеведческом музее открылась выставка «Многоликая Россия». Она посвящена традициям, быту и творчеству разных культур и народов, проживающих на территории нашей огромной страны

Мы завидуем тем, кто пока не побывал в музее елецкого кружева – их ждут невероятные ощущения от знакомства с этим старинным видом искусства, восхищение мастерством кружевниц, любование красотой узоров, в которых поют птицы, расцветают цветы, кружат снежинки, колосится золотая нива

Все новости рубрики Культура