Татьяна Дьяконова: Липецкая область задаёт планку в сфере образования для других регионов

Минувшая неделя для депутатов Госдумы была региональной. Формат такой работы предполагает, что парламентарии выезжают в свои регионы, чтобы на месте обсудить с гражданами, представителями исполнительных органов власти и местного самоуправления, экспертами ключевые вопросы, которые волнуют сегодня общество

В Липецкой области в эти дни активно работала депутат Госдумы («Единая Россия») Татьяна Дьяконова. В каком пилотном проекте в ближайшее время благодаря депутату Госдумы будет участвовать Липецкая область и в каких вопросах другим субъектам стоит равняться на наш регион? Об этом и не только – в интервью с Татьяной Дьяконовой.

- Татьяна, это была Ваша вторая региональная неделя в Липецкой области и в основном она посвящена теме образования. Почему именно образование?

- Неделя была очень насыщенная, но успели многое - это приёмы граждан, встречи с губернатором области Игорем Артамоновым и его командой, с представителями профсоюзов, помощь медикам. Но главной темой, как вы правильно заметили, стала тема образования. Во-первых, она мне очень близка, я сама в прошлом учитель истории, сейчас возглавляю клуб Лидеров России «Эльбрус», во многих проектах которого тема образования и самообразования является одной из главных. Кроме того, будучи депутатом Госдумы, я сейчас работаю в составе федеральной комиссии «Единой России» по образованию и науке. Региональная неделя как раз даёт возможность понять, как те предложения, которые обсуждаются на федеральном уровне, могут быть реализованы на местах.

- Из Москвы не всегда видно, что происходит в регионах?

- Без обратной связи никуда! Скажем, на заседании комиссии «Единой России» по образованию и науке решали такой болезненный вопрос, как бюрократическая нагрузка на учителей. Учителя буквально тонут в бумажной работе, тратя время на отчёты для самых разных структур. Иногда эти запросы и вовсе дублируются. А ведь это время отнимается от главного – творческой работы. Когда учителю креативить, если у него дедлайн? И мы договорились: а давайте соберём в регионах все эти запросы об отчётах, на которые жалуются педагоги.

- Вам не кажется, что это опять же бюрократизация?

- Нет, бюрократизация – это когда у тебя постоянно, иногда бессистемно запрашивают разные отчёты в разной форме. В нашем случае мы разово соберём информацию, сделаем реестр тех запросов, которые реально нужны. Остальные нормативные акты актуализируем или отменим совсем.

- В Липецкой области тоже есть эта проблема?

- А это общая для всех регионов проблема. Более того, это касается не только школ, но и вузов, и поликлиник. Ко мне поступает огромное количество просьб: помогите, избавьте нас от этой бумажной волокиты, дайте нам работать. Что касается учителей, то сейчас до конца года будут собраны все данные по запросам об отчётах, проанализированы. А с нового года запускается пилотный проект по дебюрократизации работы учителей, в ходе которого будет чётко прописано программное решение проблемы: запросы по принципу одного окна, единый перечень документов, единый стандарт документооборота. Я очень рада, что авторы проектов прислушались к моей просьбе и включили мою любимую Липецкую область в это пилотное мероприятие.

- На этой же неделе в Липецкую область приезжал заместитель гендиректора президентской платформы «Россия – страна возможностей» Антон Сериков. Вместе Вы встречались с губернатором Игорем Артамоновым и его командой.

- Да, в рамках этой встречи мы обсудили возможные варианты сотрудничества президентской платформы с регионом. Кроме того, вместе с Антоном Сериковым мы встречались с преподавателями и студентами вузов Липецкой области. Мы говорили с ними об университетах будущего - это должны быть открытые, «умные» вузы с интересными локациями, где работают мощные карьерные службы, которые подсказывают, как бы ты мог себя реализовать, какие компетенции развить, чтобы трудоустроиться. Мне кажется, активное сотрудничество Липецкой области с президентской платформой может способствовать появлению таких карьерных центров на базе вузов региона. АНО «Россия – страна возможностей» - это мощная структура с огромным количеством проектов, которые направлены на самореализацию активных граждан. Думаю, в новом году могут быть представлены совместные проекты платформы и региона.

- Как бы Вы оценили развитие сферы образования в Липецкой области?

- В ходе избирательной кампании и во время региональных недель я побывала во всех районах области. И вы знаете, я под большим впечатлением от той работы, которую делает команда губернатора Игоря Артамонова в сфере образования. Видно, что к решению проблем в этой сфере подходят комплексно, в хорошем смысле слова прагматично. Где-то строятся новые школы, где-то спортплощадки и спортзалы, а где-то, если это оправданно, ремонтируются старые здания. Причём, капитально ремонтируются. Пример тому - школа №24 в Ельце, ей 50 лет, а выглядит как новая! Не в каждом городе-миллионнике можно увидеть учебное заведение такого уровня. Кстати, там же, в Елецком районе в селе Лавы, есть школа, которой 130 лет, её тоже отремонтировали. Хорошо было бы такую практику распространить на всю область и, возможно, в других регионах. Ведь, как посчитали власти Липецкой области, ремонтировать дешевле, чем строить новые школы, примерно в 10 раз.

Радует, что в Липецкой области уделяется большое внимание развитию у детей современных навыков. Это и работа образовательных центров «Точка роста» во многих районах области и Яндекс-лицея в Липецке, это и уклон в сторону профильного обучения. К примеру, в ближайшее время в селе Большой Хомутец Добровского района откроется новая школа, где есть аграрный класс. Подписано соглашение между образовательным учреждением, аграрным колледжем и работодателями агропромышленной сферы о совместной профориентационной работе. С прицелом на то, что дети, выбравшие профессию сельскохозяйственного профиля, в дальнейшем будут работать в родном районе.

Активно занимаются профориентацией детей в Елецком районе. Во время региональной недели мне удалось посетить детский технопарк «Кванториум», действующий на базе Елецкого колледжа промышленности и отраслевых технологий, а также Центр поддержки одарённых детей «Стратегия», организованный в школе №24. Это по-настоящему уникальная среда, где дети и подростки могут заниматься по самым разным направлениям! Благодаря проектной деятельности, которую здесь ведут, у детей формируется новый образ мышления, развивается умение творчески, нестандартно решать любые задачи.

- Я знаю, что Вы активно поддерживаете проект липецкой школы №59 («Перспектива») «Дети-новаторы». Почему?

- О «Детях-новаторах» и об авторе методики - заведующем кафедрой технологии и технического творчества Института естественных, математических и технических наук ЛГПУ Вячеславе Тигрове я узнала, когда в Липецкой области шло формирование народной программы «Единой России». Проект действительно уникальный. Здесь не просто обучают изобретательству. Дети, в том числе младшеклассники, получают патенты на свои изобретения. Более того, эти изобретения используют у себя местные предприятия. То есть профориентированный подход в обучении, при этом ты видишь результат – то, что я придумал, создал, реально востребовано! На одной из встреч с педагогами у нас родилась мысль – обучить методикам активизации творческого мышления учителей, которые в свою очередь начнут применять их на уроках. Так мы значительно увеличим число тех, кто умеет решать задачи нестандартно. Сейчас дан старт второму этапу, посмотрим на его результаты.

- А что за урок Вы провели в одной из липецких школ?

- Это был настоящий мозговой штурм на тему «Будущее и карьера», за что я благодарна десятиклассникам школы №34 г. Липецка. Такие уроки клуб «Эльбрус» проводит в рамках проекта «Моя родная школа. На пороге будущего»: победители и финалисты конкурса «Лидеры России» приезжают в свои родные школы и делятся со старшеклассниками секретами профориентации. В этом году мы провели 91 мастер-класс по всей стране, 2985 учеников приняли участие в мероприятиях по профессиональной ориентации.

Зачем мы это делаем? Чтобы после получения школьного аттестата у ребят глаза горели и было чёткое понимание: хочу учиться и развиваться в этом направлении! С липецкими школьниками мы обсудили, что лучше – быть просто инженером или инженером со знанием языков и биологии? Почему одна запись в трудовой книжке – это не всегда хорошо? Как работает принцип: пока тебе сложно, ты идёшь в гору? Очень живой и интересный, как мне кажется, получился разговор. С удовольствием поделилась своим опытом и знанием с ребятами!

- Вы уже не первый раз участвуете в акции «Мы вместе» в Липецкой области, помогаете больницам, занимаетесь волонтёрством.

- Да, в прошлый раз мы развозили сладкие подарки медикам, продукты и предметы первой необходимости в те семьи, которые вынуждены быть на самоизоляции. Мы занимались волонтёрством вместе с активистами движения «Молодёжка ОНФ». В этот раз откликнулась компания Леруа Мерлен. Они привезли всё, что было необходимо больницам. Это стройматериалы, сантехника, мебель, инвалидные кресла. Очень радует, что в эти непростые времена пандемии руководители разных компаний и предприятий Липецкой области активно подключаются к акциям волонтёров. Социально ответственный бизнес в регионе есть, и он эффективно работает.

- Во время региональной недели Вы успели буквально на несколько часов съездить на международный форум «Мы вместе», там Вы опять приводили в пример Липецкую область.

- Да, график очень плотный был. Рассказывала на форуме про сопричастное проектирование и интеллектуальное волонтёрство. Что это такое? Это когда сами граждане, власть и эксперты – например, клуб Лидеров России «Эльбрус» – берутся, казалось бы, за неподъёмные проблемы в регионе и всё работает! По крайней мере, наш проект «Обучающие экспедиции» с использованием методологии «Сервис-дизайн» (это когда в центре внимания человек и его потребности) доказал это! В Липецкой области наша команда помогла реформировать процедуру получения соцконтрактов. Сократили шаги получения этой помощи в несколько раз. Получить от государства 250 тыс. руб. для открытия собственного дела теперь можно намного быстрее!

Я уверена, что благодаря интеллектуальному волонтёрству за короткий срок возможно разработать и внедрить прорывные, нетривиальные, работающие идеи, а также привлечь к важным задачам руководителей федерального уровня и выйти на новые партнёрства. К слову, в рамках Международного форума «Мы вместе» клуб Лидеров России «Эльбрус» договорился о сотрудничестве в этом вопросе с Российским Красным Крестом, мы обсудили механизмы для развития гуманитарной организации.

- Участие Липецкой области в пилотном проекте по разгрузке учителей – это история из этой же серии, про социальное волонтёрство?

- Совершенно верно! Смотрите, есть проблема, есть запрос от учителей, будет проведён анализ, есть эксперты и власть, которые готовы оперативно и эффективно решать эту проблему. Когда все пазлы складываются, получается красивая картина! Разгрузим учителей Липецкой области и других пилотных регионов – масштабируем этот проект на федеральном уровне. Липецкая область сегодня, без преувеличения, регион-драйвер, задающий планку в сфере образования для других субъектов.

Комментарии

Оставить комментарий

Проект «Навигатор финансового просвещения для детей и молодёжи» Липецкой области признан лучшей практикой финансового просвещения детей и молодёжи по версии Министерства финансов Российской Федерации и Научно-исследовательского финансового института.

Глава администрации Липецкой области Игорь Артамонов и проректор по кадровой политике МГИМО МИД РФ Владимир Морозов подписали договор о практической подготовке обучающихся, в соответствии с которым студенты МГИМО смогут проходить практику и стажировку в Липецкой области, в том числе и в органах власти.

Все новости рубрики Образование