Хоть путешествуем мы много, вновь манит новая дорога

Пока Запад закрывает воздушное пространство для российских самолётов и вводит пакет очередных санкций, я продолжу рассказ про интересные места и достопримечательности нашей необъятной страны

В моей памяти постоянно всплывает известная строка из песни «Не нужен нам берег турецкий и Африка нам не нужна». И действительно, зачем нам это забугорье, когда в России столько всего интересного и неизведанного.

Вот, например, Пензенская область - поистине удивительное место с богатой историей и красивой природой. Даже археологи каждый год находят здесь для себя что-то новое. А туристы посещают её ради старинных усадеб, живописных парков, необычных пещерных монастырей и святых источников. Моё знакомство с данным регионом началось с села Наровчат.

Пещерный монастырь

Легендарный пещерный комплекс, уходящий вглубь Плодской горы, находится в селе Сканово Наровчатского района. Есть сведения, что данные пещеры в тринадцатом веке использовались древним местным племенем для проведения религиозных обрядов. А в монастырь они превратились в 1826 году, когда в них поселились монахи Троице-Сканова монастыря. Спустя сорок лет братия отшельников возвела на вершине горы каменную церковь и часовню у входа. 

Для того чтобы осмотреть это старинное и загадочное место, нам пришлось преодолеть лестницу из 237 ступенек. Оттуда открылся чудесный вид на окрестные просторы. Насладившись увиденным, мы с местным послушником, который согласился сопровождать нашу туристическую группу, стали спускаться внутрь пещеры, пока не очутились в каменном коридоре. Ширина его не превышала метра, а высота позволяла идти в рост. Наш гид рассказал, что когда-то здесь стены и своды были выложены кирпичом, потолки побелены, а в нишах перед каждой кельей горели свечи, освещая проход протяжённостью в несколько километров. В 1917 году значительная часть подземной обители была разрушена. В тридцатые годы церковь и часовню полностью уничтожили, а кирпичную кладку со временем разобрали на совхозные нужды местные работники. Сейчас подземные ходы простираются в трёх ярусах с двадцатью малыми и большими кельями. А раньше, как утверждал сопровождающий, ярусов было пять и уходили они на глубину 14-этажного дома. Затаив дыхание, мы в безмолвии шли по рукотворным улицам необычного подземного города. Слева и справа от нас находились проёмы-входы в небольшие жилища монахов-отшельников. Каменная лежанка да ниша под икону - вот всё их богатство. На стенах сохранились старинные граффити с церковнославянскими текстами и крестами, кое-где видны пятна сажи от горевших свечей. В глубине длинных пещерных коридоров нам показали вырезанные в стенах образа Богородицы и Спасителя. Всех поразило своеобразное переговорное устройство - в каменную толщу из келий каким-то удивительным способом были врезаны керамические трубочки. Благодаря им на других ярусах прослушивался разговор, даже если он вёлся шёпотом.

По словам нашего гида, на протяжении последнего десятилетия в некоторых частях пещеры ведутся восстановительные и укрепительные работы. Но, по сути, уникальный исторический объект, превосходящий протяжённостью подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской лавры, остаётся не исследован до конца. И где-то в самых дальних закоулках этих галерей всех ещё ждут новые открытия. За дальними завалами, согласно преданиям, могут скрываться ходы, ведущие к подземному озеру, соседней горе и наземному монастырю.

Музей тюремного быта

В центре села Наровчат находится Тюремный замок. Это единственный музей, в котором раньше была самая настоящая тюрьма. Здание построено в 1819 году на месте деревянного и состоит из нескольких частей. Административный корпус выполнен в виде сквозного прохода с двумя помещениями по сторонам. В боковых частях, имеющих входы со двора, находились бани и караульни. Прямоугольные ворота вписаны в арочную нишу, ступенчатые арки которой на главном фасаде выделяются веерной лепниной. Главный корпус находится во дворе и имеет 11 камер, в 8 из которых содержали осуждённых к 15 - 25 годам и к смертной казни. Здесь также имелись небольшая кухня и больница, рассчитанная на два места.

Долгие годы Наровчатская тюрьма использовалась как промежуточный пункт на этапе ссыльных, здесь содержали декабристов по пути на сибирскую каторгу, местных жителей и священнослужителей, подвергшихся репрессиям. В первой половине ХХ века на территории находились две постовые вышки с круглосуточной охраной и три блокпоста с караульными собаками. Закрыли это ужасное место в 1959 году, а музеем оно стало в 2009-м. Создатели решили не подвергать здание тюрьмы реставрации - в первозданном виде оно лучше передаёт дух того времени. И действительно, музей производит очень сильное эмоциональное впечатление. Мне кажется, здесь даже самому равнодушному человеку станет не по себе. Снаружи - тихий Наровчат: центральная площадь, парк, дома с резными наличниками. А в десяти метрах изнанка этой безобидной жизни - тюремный двор со стеной, у которой расстреливали людей. Находясь в этих мрачных стенах, просто кожей чувствуешь отрицательную энергетику.

В экспозиции практически в первозданном виде можно увидеть камеру надзирателя, женские и мужские камеры. В них, чтобы лучше передать натуральность и атмосферу, находятся манекены заключённых. Во всём своём мрачном виде перед нами предстал карцер - узкая бетонная комната, в которой нельзя было ни присесть, ни прилечь и только на ночь давали соломенный тюфяк. Экскурсовод показал копии архивных документов, фотографии заключённых, часть от кандалов и ключи от дверей камер. Нам рассказали, что в тюрьму часто приезжают из киностудий для съёмок фильмов или записи различных звуков. Например, записывали звук открытия окошка для раздачи пищи. И экскурсовод наглядно нам продемонстрировал скрежет этого откидывающегося окна.

На территории установлен поклонный крест в память о тех, кто был расстрелян на этом месте, восстановлена тюремная церковь во имя Алексея Божьего человека, в ней проходят службы.

Дом-музей Куприна

На одной из улиц Наровчата мы разыскали единственный в России небольшой музей писателя Александра Куприна. Он расположен в бывшем доме купца Шлыкова, отстроенном на фундаменте сгоревшего, который принадлежал родителям писателя. План и описание дома составлены со слов старожилов села. Музей был открыт в 1981 году, здесь воссоздана атмосфера, окружавшая Куприна в самые первые годы его жизни. В состав экспозиции входят письма и документы писателя, старые семейные фотографии, книги из его библиотеки, предметы интерьера, а также личные вещи. Кроме того, почитателям творчества писателя наверняка будет интересно взглянуть на оригинальные иллюстрации к произведениям кумира, а также прижизненные издания его книг. Воссоздан экспозиционный уголок матери, которая была для детей олицетворением потерянного Наровчатского дома. В одной из комнат перед посетителями разворачивается яркий, красивый и насыщенный гатчинский период жизни писателя. Экспонаты, среди которых вещи, книги, портреты, отражают литературные связи, пристрастия и увлечения. Ещё экспозиция предлагает всем желающим окунуться в воспоминания дочери Ивана Куприна. В дар музею она передала немногое, что у неё осталось от отца: кофеварку, пепельницу-рыбу, книги и письма. Слушая экскурсовода, я невольно поймала себя на мысли, насколько удивительно и интересно погружаться в жизнь людей той эпохи, особенно оставивших след в истории отечественной литературы.

Музей-заповедник «Тарханы»

В ста километрах от Пензы находится одно из самых известных и посещаемых мест этого региона - поместье Тарханы, где прошло детство Михаила Юрьевича Лермонтова. Имение принадлежало его бабушке, богатой помещице Елизавете Арсеньевой. Когда мальчику было всего 3 года, его мама умерла, и Елизавета Алексеевна договорилась с отцом Лермонтова, что внук останется жить с ней и станет её единственным наследником. В Тарханах поэт прожил до 1827 года, затем с бабушкой переехал в Москву, где стал полупансионером Московского университета Благородного пансиона.

В 1939 году в селе Лермонтово был открыт музей великого писателя, а музеем-заповедником территория стала лишь в 1969 году. К этому времени она уже не имела практически ничего общего с тем богатым и большим имением, каким видел его в детстве Михаил Юрьевич. Однако благодаря огромной проделанной работе сегодня заповедник восстановлен и демонстрирует собой довольно точную картину прошлой роскоши. В его ансамбль входит несколько зданий и сооружений, пруды, сады, аллеи. Ещё не заходя на основную территорию, мы повстречали первые постройки: дом мельника и настоящую мельницу. Как рассказали, в праздничные дни здесь можно отведать настоящего и очень вкусного травяного чая или даже попробовать блюда прямо из печи. В обычные же дни это просто часть экспозиции.

У дороги, ведущей к барскому дому, нам повстречался памятник поэту в простой «домашней» одежде, он словно просто присел отдохнуть. Дотронувшись, я испытала странное чувство: показалось, что статуя живая и от неё будто повеяло теплом. Кстати, сам дом сгорел в 1908 году во время крестьянских волнений, позже его восстановили на старом фундаменте по имеющимся чертежам.

Прогулявшись по берёзовой аллее вдоль первого пруда, мы попадаем к барскому дому. В моём воображении тут же возникли картинки, как маленький Лермонтов выбегает на веранду, а следом за ним, строгая и важная, выходит его бабушка в платье в пол и с забранным в пучок волосами. Вот так, каждый со своими мыслями, мы вошли внутрь и оказались в парадной комнате. Центральное место в ней над большим ампирным диваном занимают фамильные портреты поэта и его родителей. Экспозиция рассказывает о быте и культуре дворянской семьи. В зале расположен игральный стол с красивыми резными стульями и музыкальный уголок с роялем. Представлена одна из картин Лермонтова «Башня в Сиони», которую он подарил своей бабушке. В соседней комнате - просторная голубая гостиная с мягкой мебелью, хрустальной люстрой и столиком из красного дерева.

Затем нас провели в столовую, где поэт с бабушкой принимали пищу. Показали комнату прислуги, в которых обстановка была намного проще, хотя к прислуге в семье относились очень по-доброму, ведь до определённого возраста маленький Миша играл, гулял и учился именно в окружении крестьянских детей. Дальше ещё одно помещение для отдыха и чаепитий. Затем следовала образная - такая комната обязательно была в дворянских и помещичьих домах. Рядом находится девичья, где маленький Лермонтов любил слушать сказки и песни дворовых девушек, и чайная комната. Нам показали классную комнату, в которой проходило обучение Михаила Юрьевича. Бабушка будущего поэта была женщиной образованной, поэтому сил и денег на учителей не жалела. В комнате можно увидеть рельефный глобус, географические карты, барометр, а также акварели и рисунки карандашом, выполненные юным Мишей.

Осмотрев первый этаж, мы поднялись на второй. В мезонине расположены 4 комнаты, принадлежащие исключительно Михаилу Лермонтову и его бабушке. В спальне Елизаветы Алексеевны воссоздан типичный интерьер первой половины девятнадцатого века: кровать, накрытая вышитым покрывалом, прикроватная тумбочка, одиночный подсвечник, щипцы для снятия нагара. На стене вышитые крестиком ковёр и картина, а на столе - первое издание «Героя нашего времени». Сохранились также вещи и предметы мебели, принадлежавшие когда-то матери поэта. В кабинете строгой помещицы, откуда она руководила имением, на откидном секретере - прижизненные публикации произведений, рядом письма от любимого внука.

В кабинете Лермонтова воссоздано рабочее место, каким оно было в последний его приезд в Тарханы. Здесь его вещи, книги и наброски. На стене висят копии портретных работ. Михаилу Юрьевичу прочили будущее талантливого художника, и кто знает, не случись роковой дуэли, может быть, его полотна висели бы сейчас в Третьяковке. Солнечная, светлая спальня Лермонтова выдержана в жёлтых тонах. Здесь тоже представлены личные вещи писателя.

Рядом с барским домом находится церковь святой Марии Египетской, построенная 1820 году. Небольшое здание в стиле ампер возведено в память о рано ушедшей матери Михаила Лермонтова. Сегодня здесь хранятся старинные книги и иконы XVIII-XIX веков.

Совсем недалеко дом ключника и людская изба, где воссоздан крестьянский быт, уклад жизни, представлены народные ремёсла.

В Тарханах замечательный парк, который состоит из нескольких садов - Среднего, Круглого и Дальнего. Здесь можно долго гулять и дышать свежим воздухом, много лавочек, с которых удобно любоваться красивыми видами. Мы с удовольствием прогулялись по аллеям усадьбы, спустились к речке. На огромной территории три искусственных, соединённых между собой пруда, романтические мостики через каналы. Есть интересная достопримечательность - дуб, который, по преданию, посадил сам Лермонтов. К сожалению, в 1995 году во время урагана дерево сломалось, но его мощный ствол сохранили для потомков. Мы увидели беседку, в которой любил уединяться юный Лермонтов и читать, а может, и писать свои первые строки. Находится она прямо посередине яблочного сада. Можно представить, какие там ароматы во время цветения и созревания яблок. Рядом с Дальним садом - Зелёный театр. Здесь проходят встречи с писателями и артистами, приезжающими на Всероссийский Лермонтовский праздник, здесь же вручают премию им. Лермонтова.

Вторая часть комплекса - сельская церковь Архангела Михаила, построенная Елизаветой Алексеевной, усыпальница Арсеньевых-Лермонтовых и маленькая часовня. Как вы знаете, поэт был убит на дуэли в 1841 году в Пятигорске и похоронен на старом кладбище у подножия горы. После погребения бабушка настояла на его перезахоронении. В то время добиться этого было очень трудно, но Елизавета Алексеевна обратилась к императору и получила разрешение. Весной 1842 года поэт был похоронен повторно - у себя на родине. Ведь Тарханы были для него самым любимым местом на Земле.

После гибели любимого внука Елизавета Алексеевна тяжело заболела, потеряла интерес к жизни и умерла через четыре года. Усадьбу она завещала младшему брату - Афанасию Столыпину, но с условием оставить комнаты внука нетронутыми. Кстати, рядом с усыпальницей находится могила отца поэта - Юрия Петровича Лермонтова.

КРОМЕ ТОГО

Пензенская область богата различными интересными местами. Например, вблизи села Рамзай Мокшанского района расположена самая необычная достопримечательность региона – огромный скульптурный парк под открытым небом. Здесь выставлено более 300 композиций из 60 стран мира, материалом для них послужил гранит, пластик, известняк, мрамор, дерево и бронза.

Комментарии

Оставить комментарий

Тридцать человек осваивают в эти дни профессии слесаря по ремонту автомобилей и рихтовщика кузовов на площадке Ворлдскиллс в Липецком колледже транспорта и дорожного хозяйства.

С 14 июня 2022 года на должность заместителя главы администрации Лев-Толстовского муниципального района принят Олег Валерьевич Трухачёв.

Уважаемые левтолстовцы! В преддверии празднования Дня района сотрудники редакции «Народное слово» проведут пресс-конференцию с главой муниципалитета Эдуардом Брагиным.

Лев-Толстовская станция по борьбе с болезнями животных напоминает жителям района, что появление в доме собаки поможет им стать увереннее в себе, научиться ответственности и заботливому отношению к окружающим.

Под таким названием прошёл промо-тур для молодёжи в парке культуры и отдыха посёлка Лев Толстой.

В Санкт-Петербурге с 15 по 18 июня прошёл Международный экономический форум (ПМЭФ). Этот форум юбилейный - Петербург принимал его в 25-й раз.

Все новости рубрики Общество