Навострите свои ушки: будем петь для вас частушки

В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия, а также редакционного проекта «Традиции» невозможно оставить без внимания формировавшийся на протяжении столетий солидный пласт русской культуры, коим является устное народное творчество

Наш сегодняшний разговор – о таком уникальном, не имеющем аналогов во всей мировой культуре жанре, как частушка (от слова «частить). «Частушка» считается исконно русским словом и потому в словарях многих народов мира представляется без перевода, также как «матрёшка» и «самовар».

Когда и где впервые стали сочинять и петь частушки, не могут ответить даже самые именитые исследователи фольклорных жанров. Но многие из них считают, что это было в далёком прошлом – в те времена, когда по Руси странствовали музыканты и актёры, которых чаще всего называли скоморохами. Будучи мастерами хлёсткого слова, в своих пьесках и прибаутках, похожих на нынешние частушки, они подшучивали над светской и церковной властью. За эту злободневную сатиру в середине XVII века потешные люди подверглись жестоким гонениям - их отправляли в ссылку, а инструменты уничтожали.

Спустя годы скоморохи ушли в прошлое, а задорная балалайка вновь вернулась к народу. Кроме того, из-за границы в Россию завезли гармонику, которая сразу полюбилась людям. Эти инструменты стали символами русской культуры, без них не проходил ни один праздник. Стали появляться и весёлые плясовые песни. В каждой местности они имели не только свой колорит, но и названия: волжские матанечки, уральские тараторки, саратовские страдания, рязанские ихохошки, елецкая, сибирская подгорная, новгородское разливное. А по содержанию частушки имели ещё и внутрижанровую разновидность: коротушка, скакуха, трясогузка, цыганочка, Семёновна, припевка, собирушка, вертушка, топтушка и другие.

В них обрисовывалась вся человеческая жизнь: личные и семейные отношения, быт, война, революция, коллективизация страны, освоение целинных земель и даже период перестройки. Поэтому частушки можно назвать летописью истории России.

Найти в Лев-Толстовском районе асов-частушечников оказалось совсем непросто, но, в конце концов, наши поиски увенчались успехом. И вот уже старенькая редакционная машина затормозила возле нужного нам дома в селе Золотуха. В нём нас ожидала интересная беседа (и ожидания не обманули!) с активной участницей местной художественной самодеятельности Валентиной Александровной Малышевой.

Как выяснилось, в этом доме певунья жила не всегда. Родом она из расположенного неподалёку Сланского. Сейчас это село, к сожалению, относится к разряду вымирающих, а в былые времена было одним из самых крупных в районе. Тяга к творчеству - родовая черта всего большого семейства Малышевых. По словам пенсионерки, среди её родственников многие хорошо пели, плясали, играли на различных музыкальных инструментах. Впрочем, другие селяне от них не отставали: почти в каждом доме были умельцы игры на балалайке, гармони, баяне или аккордеоне.

- Каждый праздник у нас наполнялся их звуками, - вспоминает женщина. - А как люди пели - заслушаться можно было!

Песни и пляски проявляли себя во всей красе в застольях, на свадьбах, проводах в армию. А ещё в клубе, где взрослые наравне с молодёжью частенько собирались на танцы.

Валентина в полной мере проявила свой талант, когда после окончания школы поехала в Липецк учиться на маляра. Однажды студентам ПТУ довелось участвовать, как это принято сейчас называть, в вокальном кастинге. Юные таланты отбирались для подготовки в Русский народный хор новолипецких металлургов имени Андрея Мистюкова. Валя успешно прошла «прослушку» и стала совмещать две учёбы. За два года занятий в хоре молодой маляр успела получить профессию, пройти практику и устроиться на работу. Успехи на исполнительском поприще готовы были открыть широкие эстрадные перспективы, но вмешались чувства. Валя встретилась со своей половинкой, Александром, и тоже Малышевым. Несмотря на просьбы учителей не бросать хор, Валя вышла замуж и уехала в Москву. А хор Мистюкова, кстати, через пару месяцев отправился на обширную гастроль в ГДР, где имел оглушительный успех.

Спустя годы чета Малышевых вернулась в родные края, обосновавшись в Золотухе. Женщину сразу пригласили для выступлений в составе местного творческого коллектива. Несколько десятилетий назад такие концерты имели громадную популярность среди сельчан.

- Наш клуб всегда был забит до отказа. Какие это были прекрасные времена! - ностальгирует Валентина. - Все мы - исполнители и слушатели - наслаждались такими вечерами.

Талант певицы оказался востребован на районных праздниках и фестивале «Играй, гармонь». Репертуар артистки самый обширный. Её любимыми песнями являются «Ах ты, степь широкая», «По тропинке, снежком запорошенной». Очень нравится сельской исполнительнице песня под балалайку «Я люблю сокола».

- Под эту песню у меня есть прекрасный наряд, - делится она. - Белая косынка, платок в горошек, бусы, юбка, бабушкин фартук, носочки и туфельки.

Частушки занимают в её репертуаре особое место. Казалось бы, слова этих песенных миниатюр очень просты, но мелодичный и плавный голос исполнительницы буквально завораживает.

По содержанию и манере исполнения частушки делятся на несколько типов, но почти все говорят о тонком чувстве юмора русского народа. Например, лирические часто отражали жизнь в деревне (а Россия, как известно, была аграрной страной), любовные переживания.

Наш разговор о разнообразных частушках прерывался их исполнением. Слушать Валентину Александровну было одно удовольствие: звонкий и чистый голос (трудно поверить, что он принадлежит 71-летней женщине) заполнял собой всё пространство. Одни частушки вызывали смех, под другие ноги сами просились в пляс, третьи, протяжные и мелодичные, навевали грусть. Минорное настроение вызывали и рассуждения хозяйки о том, что сейчас люди стремительно теряют интерес к музыкальным инструментам и народному творчеству. В Золотухе ситуация усугубилась затянувшимся капитальным ремонтом сельского Дома культуры. Но женщина верит, что открытие обновлённого культурного очага всё же не за горами, и оно перевернёт ситуацию. Со своей стороны и она, и художественный руководитель, и директор клуба готовы к большой работе ради возрождения популярности народного творчества, а выступления местных артистов не заставят себя ждать.

Готовится к будущим выступлениям пенсионерка на фоне сельских забот. Сама ухаживает за огородом, кормит красивых пёстрых курочек. Одну из них, Рябу, женщина даже научила русским народным песням. В это трудно поверить, но я сам стал свидетелем, как курица удачно в тон курлыкала, «подпевая» своей хозяйке.

ДОСЛОВНО

- Оказывается, курочка - птица певчая, - смеётся Валентина Александровна. - Если уж животные поют, то людям сам Бог велел. И ведь пение не просто радует слух, а согревает душу. Иной раз нахлынет смурное настроение, а споёшь что-нибудь, и будто крылья за спиной вырастают!

 

Комментарии

Оставить комментарий

На шестнадцатом Слёте приёмных и опекунских семей Липецкой области Лев-Толстовский район представляла семья Надежды Гагиевой из села Новочемоданово.

Прошла информация, что знаменитый в своё время пионерский лагерь «Прометей» будут перестраивать заново, чтобы открыть там детско-молодёжный Центр

Совхоз имени М. Горького – юбилейная страда
Почти 35 лет назад труженики совхоза имени М. Горького отмечали 60-летие со дня образования своего хозяйства

Все новости рубрики Общество