Путь на Голгофу

— Это икона священномученика Иоанна Царскосельского — священника Русской православной церкви, который стал первой жертвой революционной бойни, — сообщил, указывая на один из больших образов Троицкого храма, благочинный Лев-Толстовского района протоиерей Андрей Гусев

— Кстати, он родился и жил до зрелых лет недалеко от нас – в селе Бигильдино Данковского района, — добавил батюшка и кратко рассказал биографию причисленного к лику святых священника.

 

Эта история настолько потрясла и запала в душу, что захотелось узнать об Иоанне Кочурове больше и непременно рассказать о нём нашим читателям.

Поездка в Бигильдино

Изыскав в плотном творческом процессе свободное «окошко», сотрудники газеты первым делом отправились на малую родину священномученика – в село Бигильдино. О встрече в сельском храме Богоявления Господня заранее договорились с его настоятелем иереем Иоанном Чепрасовым, проживающим в Данкове (найти номер телефона помогли данковские коллеги). Приехав к назначенному месту заранее, осмотрели территорию и постройки. Вызвало удивление, что в таком большом селе церковь не отличается внушительными размерами, и от колокольни она отделена лужайкой площадью в несколько метров. Как оказалось, в былые времена на месте этой лужайки находилась трапезная часть храма, в которой молились прихожане. Но в богоборческие времена эта часть была до основания разобрана на строительные материалы и отсыпку дорог. Если присмотреться, то в траве ещё можно рассмотреть контуры фундамента, что позволяет сделать заключение о величине храма, в котором служили предки священномученика (их могилы находятся на прихрамовой территории). Церковь Богоявления Господня построена в 1778 году с двумя приходами – Предтеченским и Успенским, с трапезной и трёхъярусной колокольней. И если основная часть храма после разорения восстановлена (много лет она использовалась под склад), то колокольня до сих пор представляет собой весьма печальное зрелище и продолжает разрушаться. Хочется верить, что и она дождётся когда-нибудь своего часа.

Прибывший настоятель пригласил нас внутрь церкви, провёл экскурсию, ответил на интересующие вопросы, а в заключение вручил в подарок для редакции книги, изданные правнучкой Иоанна Кочурова Татьяной на основе рукописей, писем и воспоминаний родственников и знакомых. В итоге мы узнали почти всё о жизни человека, имя которого, к большому стыду и сожалению, до недавнего времени нам было не известно.

Миссионерская деятельность Иоанна Кочурова

Итак, 13 июня исполнилось 150 лет с того дня, когда в многодетной семье священника села Бигильдино родился мальчик. Ничто не предвещало, что спустя 46 лет ему суждено будет принять мученическую смерть от рук богоборцев и стать первым в огромном списке церковных служителей, уничтоженных ради утверждения новых идеалов. А пока он рос, как и все «поповские» дети: учился грамоте и слову Божьему, помогал отцу в местной церкви. Затем учился в данковском духовном училище и по его окончании поступил в рязанскую семинарию, потом – в академию Санкт-Петербурга.

Обладавший огромным талантом проповедника и вдохновлённый мечтой о миссионерской деятельности, Иоанн после окончания академии с благословения духовного начальства отправился в далёкую Северную Америку «продвигать» православие. В Чикаго его ждал приход, который располагался на первом этаже деревянного здания. Вся церковь состояла из комнаты для богослужений, кухни и нескольких жилых помещений. Приход, который до приезда русского священника был нищим и малочисленным, стал при нём процветающим и благодаря харизме батюшки пользовался огромной популярностью у верующих. Уже через несколько лет на счету Иоанна Кочурова были десятки новообращённых. Он же развил в Америке деятельность по созданию детских церковных школ и православных братств, занимающихся социальными проблемами граждан. Причём такое успешное миссионерство ценилось не только церковью, но и государством — в Российской империи церковь являлась ещё и негласным дипломатическим ведомством. Отца Иоанна ценили на родине, награждали государственными наградами. В 1899 году в Чикаго побывал будущий Патриарх всея Руси святитель Тихон, благословивший отца Иоанна на строительство в этом городе храма Пресвятой Троицы. Его возведение обошлось в значительную сумму — 50 тысяч долларов США. Кстати, из них 4 тысячи были пожертвованы на строительство чикагского храма императором Николаем II. В 1903 году церковь была построена, а отец Иоанн за эти труды был награждён орденом Святой Анны 3-й степени. Кроме этого, за достойное служение пастырь имел награду в виде золотого наперстного креста.

Мученическая смерть

В 1907 году Иоанн Кочуров вернулся в Санкт-Петербург. Служил в Преображенском соборе в Нарве и одновременно был священником церкви в эстонском Силамяэ, законоучителем в мужской и женской гимназиях. В 1916 году Иоанна назначили вторым священником Екатерининского собора в Царском Селе, где его и застала революция. В Царском Селе оказался под домашним арестом после отречения от престола Николай II. В октябре здесь начались бои красной гвардии с казаками, оставшимися верными Временному правительству.

Вот как вспоминает о священнике Кочурове его правнучка Мария Герасимова: «Все эти тревожные месяцы с амвона Екатерининского собора звучало вдохновенное слово отца Иоанна, стремившегося внести в души прихожан хоть толику покоя и призывавшего их к религиозному осмыслению и новых событий, и своего места в них. В октябре 1917 года власть в Петрограде захватили большевики. А в Царском Селе всё ещё стояли казачьи части генерала П.Н. Краснова. На Царское Село двинулись из Петрограда вооружённые отряды красногвардейцев, солдат и матросов, дабы вытеснить Краснова из города. Утром 30 октября 1917 года, уже на подступах к нему, большевики начали артобстрел. В Царском началась паника, многие жители устремились в православные храмы, в том числе и в Екатерининский собор, надеясь найти там прибежище. Кочуров произнёс проповедь, призывая народ к спокойствию. В соборе собрался весь клир, и решено было отслужить молебен о прекращении междоусобной брани.

Собор был заполнен до отказа, и священники решили пройти по городу с крестным ходом, читая нарочитые моления о прекращении междоусобной братоубийственной брани. Они вышли на ход уже под артиллерийским обстрелом. Крестный ход растянулся на многие улицы, женщины и дети рыдали, мужчины громко молились, а священники во главе произносили горячие молитвы, призывая народ к спокойствию. Вечером 30 октября, во избежание боёв на улицах Царского, казачьи части были выведены командованием из города, и утром 31 октября, не встретив никакого сопротивления, в Царское вошли большевики…»

На страницах газеты «Всероссийский Церковно-Общественный Вестник» приведено свидетельство корреспондента одной из петроградских газет: «Священники были схвачены и отправлены в помещение Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. Священник о. Иоанн Кочуров запротестовал и пытался разъяснить дело. С гиканьем и улюлюканьем разъярённая толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой – взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной. Священник долго хрипел и грыз мёрзлую землю. Его таскали за волосы, и кто-то кому-то предлагал «прикончить, как собаку». По одной из версий, 17-летний сын священника, юнкер Александр, на глазах которого казнили отца, умер от пережитого потрясения через день после трагедии. Всего же на попечении овдовевшей матушки Александры Васильевны осталось семеро детей, и можно предположить, через какие испытания и гонения пришлось пройти осиротевшей семье, чтобы выжить.

В декабре 1994 года Архиерейским собором Русской православной церкви протоиерей Иоанн Кочуров был причислен к лику святых. Кстати, его прославление было совершено по ходатайству митрополита всея Америки и Канады Феодосия, в епархии которого священномученик нёс пастырское служение в начале прошлого века.

ДОСЛОВНО

— Люди должны знать о подвиге своих предков. И не только на поле брани военной, но и на поле брани духовной, — написал в предисловии к книге Татьяны Кочуровой Благочинный Царскосельского округа протоиерей Никита Зверев. – Сейчас это, вероятно, ещё важнее, потому что безбожники ни на шаг не отступают в войне за души людей. Поэтому мы обязаны давать отпор очередному нашествию.

Комментарии

Оставить комментарий

Изучая традиции разных народов в рамках редакционного проекта, мы уже рассказали читателям о представителях нескольких национальностей, пустивших корни на лев-толстовской земле. В этом марафоне приятных встреч, конечно, не могли обойти вниманием многочисленную армянскую диаспору, обосновавшуюся в нашем районе

На минувшей неделе в Союзе журналистов Липецкой области наградили победителей самого престижного творческого конкурса региона - премии имени А. Вермишева. Редакция Лев-Толстовской районной газеты получила признание коллег за реализацию проекта «Тропою православия».

На днях сотрудники районной редакции побывали в селе Троекурово Лебедянского района, где угодник Божий Иларион Троекуровский, покинув Лев-Толстовский район, прожил 29 лет своей жизни

Село Зыково – не ближний свет по отношению к райцентру, оно расположено на берегах Ягодной Рясы у самой границы с Чаплыгинским районом, но расстояние не имеет значения, если в конце пути ждёт интересная встреча

В 1819 году смиренно и с молитвой за врагов своих Иларион удалился из Карповки от своих притеснителей, приняв предложение соседних владельцев Сухановых перебраться к ним в имение при селе Грязновка, а затем переехал в соседнее село Колычёво.

Все новости рубрики Проекты «НС»