Своды храма крепки не стенами

20 июня православные будут праздновать один из самых светлых и любимых праздников – День Святой Троицы, который отмечается ежегодно через 50 дней после Пасхи

Накануне такого большого и значительного праздника, входящего в число двенадцати главных для христиан, сотрудники редакции выясняли, какие храмы в районе были освящены в честь Святой Троицы.

 

 

Оказалось, что таковых было два: в посёлке Лев Толстой и в селе Троицком. На истории одного из них, находящегося в райцентре, мы остановимся подробнее. Он является сравнительно молодым и не так давно отметил юбилейную дату – 110 лет со дня освящения. События прошлого века дважды меняли судьбу Божьего дома, а лев-толстовский приход пережил два рождения. Впрочем, обо всём по порядку.

На станции Астапово

В сентябре 1905 года Управляющий общества Рязано-Уральской железной дороги отправил прошение на имя Преосвященного Аркадия (Карпинского), епископа Рязанского и Зарайского. «На станции Астапово вверенной мне дороги на средства общества дороги строится церковь-школа во имя Святой Троицы. Имею честь почтительно просить Ваше Преосвященство разрешить местному благочинному совершить богослужение при закладке алтаря». Разрешение было получено, и в начале января 1910 г. строительство было полностью завершено. В книге «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии» А. Клокова и А. Найдёнова мы нашли сведения, что в феврале 1910 года Троицкая церковь при железнодорожном училище на станции Астапово была освящена. Чин освящения провёл благочинный 4-го Раненбургского округа священник села Загрядчино Александр Ольгин в сослужении священников сёл Астапово Раненбургского уезда Петра Перова, Племянниково Данковского уезда Василия Фортинского и Грязного Михайловского уезда Симеона Грацианского.

Напомним, что в то время церковь находилась под одной крышей с железнодорожным училищем и занимала лишь небольшую часть здания – ту, которая располагалась под куполом и где сегодня устроен алтарь. Помещение, где в настоящее время молятся прихожане, было рекреационным залом для отдыха учащихся. От училища церковь была отделена двумя стеклянными узорчатыми дверями, которые в случае надобности могли раздвигаться, чтобы зал использовался богомольцами.

 

Приход нового храма насчитывал 144 семьи. Первым его священником по просьбе прихожан был временно определён Симеон Грацианский, а сама церковь стала приписной к Покровской церкви соседнего села Астапово. Пока решался вопрос о назначении постоянного священника, имел место быть следующий эпизод, о котором упоминают авторы вышеназванной книги: «Жена священника Иоанна Лебедева из с. Никольское-Колыбельское прислала на имя Рязанского Преосвященного Никодима перевод в сумме 500 рублей с просьбой перевести мужа в церковь на станции Астапово. Преосвященный ответил, что архиерей местами не торгует, и поручил возвратить деньги, выразив просительнице глубокое порицание, а мужу, участвовавшему в написании и намеревавшемуся «купить архиерея», объявить строгий выговор и запрещение подавать куда-либо и когда-либо со своего места прошения.

В ноябре 1910 года Троицкий храм был свидетелем событий, происходивших в связи с пребыванием на станции Л.Н. Толстого. Сюда приходили близкие писателя ставить свечи и молиться перед иконами о здоровье великого человека.

Спустя год после освящения, после длительной переписки управления РУЖД с Рязанским духовным советом при новоустроенной Троицкой церкви-школе был наконец открыт самостоятельный приход, а священником назначен уже на постоянной основе Симеон Грацианский.

Школа была отделена от церкви двумя стеклянными узорчатыми дверями и коридором с капитальной каменной стеной. На Пасху 1911 года с разрешения настоятеля храма в школе была поставлена пьеса А.Н. Островского «Бедность не порок», устраивались танцевальные вечера. Это возмутило некоторых прихожан, и они отправили письмо правящему архиерею: «Для нас, пожилых истинных христиан, это нежелательно. Имеют ли они от вас разрешение и можно ли это производить или нет?». После этого последовала резолюция о запрете всех увеселительных мероприятий под крышей церкви.

В 1913 году в Троицкой церкви побывал епископ Рязанский и Зарайский Димитрий. Он осмотрел иконостас, церковную утварь и помещения школы и вынес вердикт, что церковь очень хорошая.

Тяжёлые времена

Мерный пульс православной жизни посёлка был прерван в 1924 году, когда местные власти заняли учебные помещения под трудовую школу. Затем заговорили о передаче всего церковного помещения под швейную мастерскую. В качестве аргументов назывались малочисленность общины и отсутствие ремонта здания. Решение о закрытии церкви принимали якобы жители посёлка, но на самом деле власти сделали всё, чтобы прихожане на это собрание попасть не смогли.

В марте 1924 года церковная община Троицкого храма написала ходатайство об отмене решения: «Протестуя против такой попытки грубого и противозаконного насилия, мы, члены общины в количестве 743 человек, доводим до сведения Губисполкома, что на названном собрании неверующих с целью ввести в заблуждение власть было устроено так: публика впускалась только по билетам МОПРа и членским книжкам профсоюза. Этим достигалось то, чтобы верующих проникло как можно меньше, и чтобы вопрос о храме был решён теми, которые к храму никакого отношения не имеют, но чтобы постановление имело вид законности». Ходатайство верующих, конечно, было отклонено.

В дальнейшем в стенах Божьего дома успела поработать швейная мастерская, которую затем надолго сменила местная школа.

Путь к возрождению

 

Вторую жизнь в Свято-Троицкий храм вдохнули события конца 90-х годов. Подробности той поры для газеты помогла восстановить директор воскресной школы Эмма Шестакова. Она рассказала, что в 1996 году был вновь образован приход Троицкой церкви. Но на тот момент в здании продолжала функционировать начальная школа. И инициативная группа христиан стала добиваться возвращения храма приходу. Сдвинуть дело с мёртвой точки оказалось очень непросто. Местной власти необходимо было решить несколько сложных задач. И первая из них – найти здание для перевода туда детей. Вторая и не менее важная – откуда взять деньги на реконструкцию другого здания под школу? Эти проблемы казались неразрешимыми, и на все обращения активисты получали отказ. В качестве альтернативы им было предложено для проведения богослужений использовать здание железнодорожного клуба на улице Центральной. Но это вызвало волну возмущений среди части жителей посёлка, посчитавших недопустимым проводить церковные службы в бывшем увеселительном заведении. Другие и вовсе считали, что всё затеяно зря и церковь посёлку без надобности, ведь неподалёку есть Остро-Каменский храм. Страсти накалялись, и в 1998 году инициативная группа выступила с открытым письмом в газете. «Все хождения в администрацию, где нам постоянно отказывали или просили ждать, эта уже потерявшая всякий смысл переписка, ставшая бесполезным собиранием документов – вся эта толкотня продолжалась два года. А дело наше простаивало, — написано в обращении. – Так больше не могло продолжаться, и когда нам предложили здание железнодорожного клуба, мы тотчас же согласовали с благочинным нашего Лебедянского церковного округа. Он благословил нас принять это здание. Нам нужно хоть какое-то помещение для совершения богослужений, для оглашения православного учения. Помещение, куда бы мы поместили свои иконы, куда бы люди могли обратиться за советом и утешением, зайти, чтобы поставить свечку и пролить горячую молитву. Мы спрашиваем вас, противников того, чтобы в посёлке было здание для богослужений, всех вас, расценивающих наши действия как ненужные: что вы сделали как христиане? На дела веры нельзя смотреть равнодушно. Равнодушием сейчас предаётся Бог».

Справедливость восторжествовала

В конце концов борьба прихода за свои права обернулась счастливым итогом. За восстановление Троицкого храма серьёзно взялся глава района Александр Илясов. Ценой больших усилий, волевых решений, настойчивых переговоров, благодаря неусыпному личному контролю за ходом дела и мобилизации всех своих организаторских способностей ему удалось решить вопросы и с переводом школы в другое здание, и с изысканием финансов на ремонт, и с передачей храма верующим. Это произошло в 2000 году. И сразу же начались восстановительные работы в церкви. Кроме бригады строителей приходили потрудиться и прихожане, ощущая небывалый душевный подъём во время этих работ.

Эмма Шестакова поделилась воспоминаниями о счастливом событии того года — первом богослужении во вновь обретённом храме. Оно состоялось 26 октября, в день празднования Иверской иконы Богоматери. Службу провёл настоятель протоиерей Николай Кононович. Храм вернулся в посёлок и в сердца верующих! Но оставался последний, решающий шаг на пути возрождения Божьего дома. И до него ещё было три года.

Крест над храмом

24 сентября 2003 года, в день памяти Силуана Афонского, свершилось важнейшее событие в новой жизни лев-толстовского прихода: над Свято-Троицким храмом был установлен купол и воздвигнут Честной и Животворящий Крест Господень. Это радостное событие произошло уже при иерее Михаиле Беленикине – новом настоятеле храма, пришедшем на смену протоиерея Николая. По воспоминаниям Эммы Шестаковой, подготовительные работы по воздвижению Креста Господня начались за год до этого события, и снова они проходили при ежедневном личном участии и контроле главы района Александра Илясова. За две недели до радостного момента к храму привезли из Липецка и смонтировали на земле купол. Привезли и Крест. День установки выдался удивительно солнечным и ласковым. К назначенному часу пришло большое количество людей. Прибыли представители районной власти, приехал из Липецка генеральный директор компании ОАО «Ружена», где изготавливали купол и Крест. Шествовали строем целые классы, ведомые учителями. Маленькими и большими группами все расположились и во дворе храма, и на железнодорожном мосту, откуда был лучше обзор.

 

Иерей Михаил, в праздничном облачении, отслужил молебен, окропил святой водой купол, главу, сам Крест, всех присутствующих и благословил рабочих. Купол весом около трёх тонн монтажникам удалось установить на место лишь со второй попытки – мешал, снося махину в сторону, ветер.

«Настала очередь поднимать Крест, — рассказала Эмма Сергеевна. – Его обвязали мягкими лентами и вместе с главой стали плавно поднимать вверх. По лицам некоторых людей потекли слёзы радости и умиления. Пение акафистов и тропарей зазвучало громче и торжественней. Все собравшиеся очень волновались: вдруг ветер опять создаст проблемы? Но случилось чудо: как только стрела крана подвела Крест к вершине купола, ветер замер. Он снова задул только после того, как глава с Крестом прочно встала на своё место. Храм стал выше, словно он окончательно ожил и задышал полной грудью. Крест Христов засиял, засветился золотым свечением на все четыре стороны, притягивая к себе не только взгляды, но и души».

НАПОСЛЕДОК

За два десятилетия, промелькнувших со второго рождения храма, в нём ни на минуту не затихает жизнь. В том числе продолжаются и восстановительные работы, делая его всё красивей и притягательней. А в эти дни он, по старой традиции, примеряет на себя зелёное облачение, украшаясь листьями и берёзовыми ветками. Ведь впереди его главный, престольный праздник – День Святой Троицы.

Комментарии

Оставить комментарий

Изучая традиции разных народов в рамках редакционного проекта, мы уже рассказали читателям о представителях нескольких национальностей, пустивших корни на лев-толстовской земле. В этом марафоне приятных встреч, конечно, не могли обойти вниманием многочисленную армянскую диаспору, обосновавшуюся в нашем районе

На минувшей неделе в Союзе журналистов Липецкой области наградили победителей самого престижного творческого конкурса региона - премии имени А. Вермишева. Редакция Лев-Толстовской районной газеты получила признание коллег за реализацию проекта «Тропою православия».

На днях сотрудники районной редакции побывали в селе Троекурово Лебедянского района, где угодник Божий Иларион Троекуровский, покинув Лев-Толстовский район, прожил 29 лет своей жизни

Село Зыково – не ближний свет по отношению к райцентру, оно расположено на берегах Ягодной Рясы у самой границы с Чаплыгинским районом, но расстояние не имеет значения, если в конце пути ждёт интересная встреча

В 1819 году смиренно и с молитвой за врагов своих Иларион удалился из Карповки от своих притеснителей, приняв предложение соседних владельцев Сухановых перебраться к ним в имение при селе Грязновка, а затем переехал в соседнее село Колычёво.

Все новости рубрики Проекты «НС»