Всему своё время

Закончились летние каникулы, начался новый учебный год, и, помимо школы, многие дети будут посещать

Закончились летние каникулы, начался новый учебный год, и, помимо школы, многие дети будут посещать учреждения дополнительного образования. Часто перед родителями встаёт вопрос, как правильно выбрать вид спорта для ребёнка

Ответить на него поможет информация, подготовленная главным врачом Областного врачебно-физкультурного диспансера Ириной Николаевой.

Движение – это жизнь

Начнём с того, что в настоящее время из-за малоподвижного образа жизни людей всё чаще стало волновать состояние гиподинамии. Оно характеризуется недостаточной физической активностью и уменьшением мышечной силы. Симптомами могут быть постоянная усталость и снижение работоспособности, избыточный вес, бессонница, плохое настроение, раздражительность.

Влияние движения на человеческий организм многогранно. Вечная истина заключена в словах древнегреческого философа Аристотеля: «Движение – это жизнь. Ничто так не ослабляет и не истощает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Родители стремятся решить эту проблему, когда приводят своих чад в спортивную секцию. Чем же они руководствуются при выборе того или иного вида спорта? Наверное, одни восхищаются выступлениями мастеров спорта по телевидению, поражаясь лёгкостью исполнения тяжёлых элементов. Другие – стремятся повторить свой путь спортивных достижений в юные годы. Третьи – слушают советы друзей и знакомых. Давайте попробуем вместе разобраться в этом вопросе и решить что, когда и кому можно.

Необходимо помнить об анатомо-физиологических особенностях детского организма в различные периоды развития. А оно происходит неравномерно, волнообразно. Периоды усиленного роста, сочетающиеся со значительным повышением энергетических и обменных процессов, сменяются замедленным ростом, сопровождающимся накоплением массы тела и преобладанием дифференцировки. Существует разделение школьников на следующие возрастные группы.

Младшая возрастная группа

Младшая возрастная группа (7 - 11 лет) или «второе детство» - является наиболее спокойным периодом в развитии детей. Рост в длину до 12 лет протекает интенсивнее, чем увеличение массы тела. Изменяются пропорции тела: заметно удлиняются ноги, уменьшается грудной показатель, т. е. происходит как бы вытягивание тела. Продолжается окостенение скелета, которое происходит неравномерно и заканчивается только у взрослых.

Следует помнить, что резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на правую или левую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности при незавершённом процессе окостенения могут привести к появлению плоскостопия. Скелет детей содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. Отсюда у младших школьников нередки случаи разнообразных нарушений осанки и деформации позвоночника.

В этот период значительно наращивается сухожильный компонент мышц, что улучшает прикрепление мышц к костям и вследствие этого повышается коэффициент полезного действия. Поэтому можно широко использовать упражнения, связанные с преодолением массы тела (лазание) в наклонном и вертикальном положении, для воспитания силы. Следует избегать больших по объёму и интенсивных нагрузок, так как они очень энергозатратны и могут привести к задержкам роста.

В младший возрастной период у детей отмечается высокая пластичность нервной системы, что способствует лучшему и более быстрому усвоению двигательных навыков, а условные рефлексы закрепляются сразу же и на всю жизнь. Вспомните, что один раз научившись ездить на велосипеде или кататься на коньках в детстве, мы всегда смело садимся за руль или встаём на коньки, приговаривая: «да я ещё ребёнком это умел!».

Таким образом, в младший возрастной период можно рекомендовать занятия такими видами спорта, как акробатика, гимнастика, фигурное катание, плавание, теннис. С 9 лет можно начинать занятия лыжами, парусным спортом, биатлоном.

Средний возраст

Средняя возрастная группа - 12 - 15 лет. Подростковый возраст характеризуется максимальным темпом роста всего организма и отдельных его частей. Продолжается процесс окостенения скелета, позвоночник по-прежнему очень подвижен и податлив. Поэтому в связи с отставанием развития мышечной ткани при неблагоприятных условиях (в том числе при недостатке движений) могут возникнуть различные нарушения осанки или деформации позвоночника. А чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять в этом возрасте рост костей в длину.

К 14-15 годам развитие суставно-связочного аппарата, мышц и сухожилий достигает высокого уровня. Одновременно увеличивается сила мышц. У подростков нередко возникают нарушения пропорциональности в развитии отдельных систем и органов организма.

С 10 - 13 лет можно серьёзно заниматься такими видами спорта, как волейбол, баскетбол, бадминтон, всеми видами борьбы, ручным мячом, футболом, хоккеем, академической греблей, коньками. С 11 - 13 лет – конным спортом, лёгкой атлетикой, байдаркой каноэ, стрелковым спортом. С 12-13 лет разрешаются занятия боксом, велоспортом. С 13-14 лет можно приступать к занятиям тяжёлой атлетикой.

У старшеклассников

Старшая возрастная группа - 16 - 18 лет. Продолжается рост и развитие, причём в ширину. Кости становятся наиболее толстыми и прочными, но процесс окостенения их ещё полностью не закончен. Позвоночник становится более прочным, усиленно развивается грудная клетка. В целом опорно-двигательный аппарат может уже выдерживать значительные статические напряжения и способен к довольно длительной работе. Складываются основные черты личности, формируется характер, более объективной становится самооценка, изменяется мотивация тех или иных поступков. Для этого возраста характерна тяга к творчеству, соревнованиям, подвигам. Повышается работоспособность, возрастает мощность выполняемой работы.

ВАЖНО

Темпы роста организма не совпадают с возрастными изменениями сердечно-сосудистой системы, увеличение массы тела опережает прирост массы сердца. Это может проявляться в относительной недостаточности сердечной деятельности, которая связана с физиологической невозможностью обеспечить большую массу тела достаточным количеством крови. Появляются жалобы в виде слабости, лёгкой утомляемости, склонности к обмороку при нагрузках и резких изменениях тела. Эти симптомы требуют консультации врача. И если не обнаруживаются серьёзные поражения сердца, ребёнка ни в коем случае нельзя переводить на щадящий двигательный режим. Только достаточные и систематические занятия физкультурой могут обеспечить синхронизацию функции сердца и возрастных требований организма. Ограниченная двигательная активность на фоне продолжительной учебной работы, необходимость длительное время находиться в вынужденном положении (сидя) приводит к нарушению тонуса кровеносных сосудов и расстройствам его регуляции со стороны нервной системы, что может выражаться в гипо- и гипертонических состояниях.

 

Комментарии

Оставить комментарий

На минувшей неделе спортсмены района с разным успехом упражнялись с мячами различной формы

На минувшей неделе районный футбол подвинулся, уступив место хоккейным событиям

Все новости рубрики Спорт