Важно прививать детям любовь к спорту и истории своей страны

Так считает Илья Пискунов – учитель-ветеран из села Головинщино, который 40 лет своей жизни посвятил школе, воспитав за годы работы несколько поколений.

Школьные годы

Илья Семёнович родился в 1936 году в обычной сельской семье и был третьим из четверых сыновей.

В то время обуви и тёплой одежды не хватало, поэтому мальчик отправился учиться только в 10 лет, когда отец, вернувшись с фронта, отдал ему свою армейскую телогрейку. Школа располагалась в бывшей барской усадьбе. Илья был способным и старательным учеником, тяготеющим к новым знаниям. Его любимые предметы - история и физкультура. Помимо этого, у Ильи обнаружились хорошие способности к музыке. Вместе с братьями они ещё в детстве освоили балалайку. А когда старший вернулся из армии, то подарил им гармошку, которую выменял на свои хромовые сапоги.

После окончания 7 классов Илья решил учиться дальше. Вариантов было два: Лев-Толстовская школа и в селе Круглом. И там, и там был строгий отбор, но в итоге парень поступил в Кругловскую. Добираться туда было неудобно: сначала 18 км пешком до райцентра, где покупали хлеб на неделю, затем либо топали пешком ещё 12 км, либо ждали московский поезд, который останавливался в Круглом на станции 11 км. Для девочек при школе был организован интернат, а мальчиков размещали на квартирах. Керосин тогда был в большом дефиците, и с наступлением темноты хозяйка всегда тушила лампу. Почитать удавалось не всегда.

Дорога длинная, земля целинная

Через неделю после окончания школы Илью забрали в армию. Сбор был в Ельце. Там сотню новобранцев полностью обмундировали, рассадили по грузовым вагонам поезда и отправили на целину. В те времена это было очень почётно, поэтому ехали с радостью, по дороге распевая: «…Вьётся дорога длинная! Здравствуй, земля целинная…» Солдат высадили в чистом поле Соль-Илецкого района Оренбургской области. Там они в палатках прожили до зимы. Вручную расчищали площади под тока, убирали и веяли зерно, скирдовали солому, а купаться ходили в небольшие озёрки. Колхоз подкармливал солдат молоком и арбузами. С наступлением холодов роту отправили в Тамбовский учебный центр. Там Илья освоил профессию радиомеханика и был направлен в Белоруссию, служил на аэродроме. Илья был в армии больше трёх лет, в родное село вернулся в 1959 году.

Первое время Илья работал в военизированной охране в п. Лев Толстой. В то время по нашей железной дороге возили много самых разных грузов. Из Москвы на юго-запад шли поезда с автомобилями: жигулями, москвичами, волгами; в обратную сторону с тракторами «Беларусь» и т.д. Илья проверял грузы и ездил от Ельца до ст. Кочетовка (Мичуринский район). Работать приходилось и днём, и ночью, и в любую погоду.

Наставник для юных сердец

Однажды директор Головинщинской школы, знавший Илью как умного и спортивного парня, предложил ему вести у ребят уроки физкультуры. Школа была совершенно не оборудована для занятий спортом, а этот предмет вели учителя по совмещению. Илья Семёнович принял предложение и с энтузиазмом взялся за дело. Своими руками сделал и установил турник, брусья, обустроил яму с песком для прыжков в длину, футбольное поле с воротами. В лице нового физрука дети получили живой пример, и поэтому стали с интересом заниматься спортом, выигрывали в районных соревнованиях по кроссу.

- На школьной площадке дети играли в любое время года, - вспоминает Илья Семёнович. - В футбол и баскетбол зимой, конечно, не поиграешь, а вот в ручной мяч можно. Эта игра детям особенно нравилась. Сейчас её на иностранный манер называют гандболом. Сугробы на площадке утаптывали так, будто по ним каток проехал. Ещё смешно вспоминать, что для того чтобы учить ребят заниматься гимнастикой, отрабатывать кувырки, колесо и другие элементы, я притащил в школу какой-то старый матрас.

Строили прочно, сдавали досрочно!

Со временем старая школа стала маловата, и было принято решение строить новую. Ответственность за ведение работ была возложена на директора Анну Никитичну Воронину. Но поручить поручили, а средства на строительство не выделили. На станцию Митягино привезли 4 вагона кирпича, его разгрузили, но охранять никого не оставили. Поэтому кто-то, воспользовавшись удобным моментом, не постыдился и «приделал ноги» школьному кирпичу.

После в Головинщино прислали опытного директора А.А. Васильева, который уже занимался строительством школы. Он со знанием дела взялся за работу. Принимали участие все - и учителя, и ученики, и их родители. По воскресеньям ночью им выделяли совхозную машину, на которой перевозили кирпич и другие стройматериалы. Илья Семёнович ездил в с. Доброе за балками и оконными рамами, ученики помогали копать траншеи. Головинщинская школа – это школа, построенная народом.

Когда основные работы были завершены, Алексея Васильева отправили в другой район области, и директорство взял Анатолий Петрович Кириллов. При нём строительство школы было закончено, и в 1969 году она впервые открыла для учеников свои двери.

- Стены-то построили, а вот на спортивное и другое учебное оборудование денег не осталось, - объясняет Илья Семёнович. – Мы притащили матрас из старой школы. Ещё не один год дети выполняли на нём кувырки и мостики. Доски в спортзале сильно просохли, и даже после небольшой пробежки пыль стояла столбом. Но, в общем-то, оборудование – это пустяк, главное – желание. Как говорится, кто хочет действовать - ищет возможность, кто не хочет – ищет причину. Со временем все эти житейские проблемы были решены. На совхозные деньги в школу купили перекладину, брусья, коня, козла, гири и т.д.

Учитель – это звучит гордо

За 40 лет своей трудовой деятельности Илья Семёнович внёс огромный вклад в образование головинщинских и троицких детей. В 60-х годах, будучи учителем физкультуры, он заочно отучился на кафедре истории Мичуринского пединститута. В школе он преподавал физкультуру, историю, уроки гражданской обороны, начальной военной подготовки. Раз в неделю в совхозе - основы марксизма-ленинизма, занимался коммунистическим воспитанием трудящихся, за что получал грамоты и благодарственные письма. Илья Семёнович был пионервожатым и начальником лагеря «Лучезарный» в селе Новочемоданово. За добросовестный труд он не единожды награждался поездками по ленинским местам. Бывал на экскурсиях в Ульяновске, Ленинграде и Москве.

У Ильи Семёновича есть сокровища - памятные для него вещи. Среди них: тетрадь за 4 класс, где пером и чернилами каллиграфическим почерком записаны экзаменационные билеты; фотографии, с которых он молодой, полный жизни красавец-спортсмен смело смотрит в светлое будущее; многочисленные почётные грамоты и похвальные листы; томик с собранием произведений Некрасова. Он бережно хранит эти свидетельства его достойной и честной жизни. Весь его трудовой путь прошёл в стенах родной школы. Он готовил из ребят настоящих патриотов своей Родины, был для них добрым другом и наставником. Ещё Илья Семёнович - прекрасный гармонист, без игры которого не обходились ни школьные праздники, ни конкурсы художественной самодеятельности.

ЕЩЁ

Сейчас Илья Семёнович находится на заслуженном отдыхе. Вместе со своей любимой супругой Зинаидой Дмитриевной они прожили в счастливом браке 62 года. За это время вырастили и воспитали четверых детей. Несмотря на почтенный возраст, Илья Семёнович не перестаёт заниматься спортом, и на велосипеде ездит в магазин за продуктами.

Комментарии

Оставить комментарий

14 ноября супруги Кеменовы из села Митягино отпраздновали 60-летие совместной жизни

Пятидесятилетие совместной жизни отметили в прошедшие выходные Олег Анатольевич и Лидия Ивановна Суховерховы

В день рождения Льва Толстого в Культурно-образовательном центре Мемориального музея «Астапово» открылась посвящённая жене писателя выставка, которая продлится до 3 сентября 2023 года

Все новости рубрики Судьбы