К логопеду я хожу – с речью правильной дружу

14 ноября свой профессиональный праздник отметили специалисты, корректирующие дефекты речи у детей и взрослых

В преддверии этой даты корреспондент районной газеты побеседовал с Марией Вишняковой, которая более 14 лет посвятила работе логопеда-дефектолога.

 

- Мария Юрьевна, расскажите нашим читателям немного о себе.

- С раннего детства я для себя решила, что буду работать с детьми. Поэтому, окончив школу, отправилась поступать в педагогический университет. Получила специальность «Дошкольная педагогика и психология» и дополнительно «Логопед». А дальше - приумножение полученных знаний на практике. Кстати, в прошедшем году я заняла третье место на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России 2021». Очень люблю детей, наслаждаюсь их улыбками и звонким смехом. А результаты по преодолению их проблем с речью убеждают, что всё делаю не зря.

- Все мы хотим, чтобы наши детки поскорее заговорили, и их речь сразу стала красивой и правильной. К сожалению, далеко не всегда всё идет как по маслу. Что делать, если речевое развитие малыша отстаёт от нормы? На что родителям стоит обратить внимание и когда начинать бить тревогу?

- Развитие каждого ребёнка индивидуально и зависит от очень многих факторов. Но возрастные нормы всё-таки существуют, и от этого никуда не деться! Первая вокализация, которая появляется у ребёнка, это крик. Примерно к 2 месяцам появляется гуление – плавные, певучие звуки, которые к 5-6 месяцам перерастают в лепет. Родителей должно насторожить отсутствие какого-либо звена в этой речевой цепочке.

Возраст 2-3 лет становится наиболее показательным. Важно, чтобы уже появилась фразовая речь. Это не обязательно употребление ребёнком правильных развёрнутых предложений. Главное, чтобы он умел соединять хотя бы по 2-3 слова. Пусть даже они будут иметь неправильное звуковое оформление, в этом нет ничего страшного и всё оправдано физиологией. Если присутствуют какие-либо речевые нарушения, скажем, непроизносимость отдельных букв, чаще всего «Р» или «Л», то эти дефекты желательно устранить до 8 лет.

- Отчего возникают проблемы звукопроизношения? Что может мешать ребёнку в освоении речи?

- На развитие детской речи влияют десятки факторов, один из которых - это особенности развития, выявленные во время беременности или в первый год жизни. Тут опять же всё индивидуально, как проходила беременность и роды, не было ли каких-то послеродовых травм, вследствие которых появились нарушения развития.

Большую роль играет речевая среда, в которой находится ребёнок. Например, мама очень много и быстро разговаривает, в этом случае малыш не различает отдельные слова и не чувствует необходимости включаться в беседу. Или другой пример, когда мама чаще молчит, и ребёнок опирается на её пример поведения.

Ещё может играть роль детская лень. Ребёнок жестами и звуками, например мычанием, показывает маме, что он хочет, и мама его понимает. У молчуна нет стимула говорить - его желания и так с лёгкостью считывают. В каждом случае требуется персональный способ коррекции для каждого ребёнка.

- Всегда ли удаётся исправить дефекты?

- При совместной работе логопеда, ребёнка и родителя - да. К сожалению, многие ожидают, что все проблемы логопед решит в своём кабинете. Это не так! Дома с ребёнком тоже понадобится выполнять специальные упражнения, и если домочадцы готовы строго следовать указаниям, успех гарантирован.

- Какая работа проводится с детьми в детском саду?

- Есть такое мнение, что логопед - это специалист, который ставит звуки. Но это не так. Логопед работает со всей системой языка: лексикой, грамматикой, звукопроизношением, связной речью, коммуникативными навыками. Я провожу фронтальные занятия с детьми старшей и подготовительной группы 4 раза в неделю. Они представляют собой систему, совмещающую игры, артикуляционную гимнастику, физические занятия и различные логопедические задания устного и письменного характера. Они направлены на обучение грамоте, связной речи, грамматического строя. Это подготовительный этап перехода из детского сада в школу. Через игру многое можно достичь, играя, дети развиваются.

На базе детского сада я работаю не только с детьми, но и с родителями. Как я ранее говорила, успех - это совместная работа.

- Какие упражнения нужно делать с ребёнком дома, чтобы его речь формировалась правильно и была красивой?

- Пальчиковые игры «а-ля» «сорока-ворона кашу варила», «ладушки», ведь моторная зона речи находится в непосредственной близости зоны моторики рук. С этой же целью необходимо обогащать сенсорный опыт детей (игры с водой, песком, геометрическими телами).

Ухаживая за ребёнком, проговаривать свои действия «давай наденем платьице! Сейчас правый рукав наденем, а теперь левый». Разговаривая с ребёнком, необходимо чётко артикулировать, не цедить сквозь зубы, не сквернословить. Повторять за ребёнком лепетные слоги, стимулируя тем самым развитие коммуникативной стороны речи.

С детьми постарше нужно разговаривать обо всём, что видим вокруг. Обязательно знакомить ребёнка с детской литературой и обсуждать прочитанный материал.

- Сегодня много родителей отдают предпочтения гаджетам. В случае развития речи телефон или планшет - помощник ребёнку или враг?

- Всё зависит от того, что именно смотрит ребёнок и контролирует ли родитель поток получаемой информации. Мультики ведь тоже бывают разные. Если перед глазами малыша часто меняются яркие, странные картинки, которые сопровождаются сложными сочетаниями звуков и слов, то вряд ли это поможет ему развить речь. Скорее запутает его. Но мультики и приложения могут быть очень простыми и спокойными, с частыми повторениями понятных слов и с чёткими изображениями. Существуют специальные приложения для помощи ребёнку. В таком случае гаджет сможет стать помощником. Но всё хорошо в меру.

- Возможно ли исправить нарушения у взрослого человека?

- Конечно, только придётся набраться терпения. Но в отличие от детей взрослый человек более замотивирован на исправление дефектов. За малыша решение принимает мама, взрослый же приходит сам и более ответственно относится к занятиям и упражнениям, которые следует выполнять дома самостоятельно.

- Спасибо за интересную и познавательную беседу.

Комментарии

Оставить комментарий

С первого ноября в нашей поликлинике к работе приступил новый врач-инфекционист с 30-летним стажем Самандар Наимов

Пиво не является безвредным слабоалкогольным напитком.
Ученые, исследующие проблему алкоголизма, вполне обоснованно считают неправомерным разделение спиртных изделий по степеням их вредного воздействия на организм, поскольку нет среди них безвредных.

Все новости рубрики Здравоохранение