Главная > Православие > Светел Божий храм от святых икон, и плывёт над ним колокольный звон

Светел Божий храм от святых икон, и плывёт над ним колокольный звон

Иерей Геннадий Феофанов перед алтарём храма в селе Первомайском

Церковь для православного человека – центр всех главных событий жизни, начиная с духовного рождения до проводов в последний путь

 

Настоятель церкви Смоленской иконы Божией Матери иерей Геннадий Феофанов рассказал сотрудникам районной газеты, что в храме нет ничего случайного или лишнего, каждая его часть наполнена смыслом.

 

— Крестообразное основание храма напоминает нам о добровольной жертве Христа, купол — о Небесном Царствии, — сообщил нам священник. — Символично и количество церковных главок. Две означают единство Божественного и человеческого в Спасителе. Три указывают на триединство Бога, пять — на Иисуса Христа и четырёх евангелистов, семь глав соответствуют числу церковных Таинств.

Над входом в храм либо рядом с ним располагается колокольня или звонница, предназначение которых поэтично и точно описал протоиерей Александр Мень: «…Колокольный звон — своего рода музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви. Он возвещает о вере, о жизни, пронизанной её светом, он будит уснувшую совесть…».

Притвор

Внутреннее устройство храма — это отражение Царства Божия в единстве трёх его сфер: Божественной, небесной и земной. И каждой из них соответствует своя часть церкви: алтарь, непосредственно храм и притвор. Чтобы войти в притвор, надо подняться на паперть — площадку перед входом, на которую ведут несколько ступеней. Возвышение, на котором находится паперть, обозначает место Церкви в окружающем мире, где храм — это ступень к Царству Небесному. Притвор находится в западной части храма. Изначально он был предназначен для людей, которые ещё не приняли Крещение или в чём-то провинились. Они показательно отделялись от единой общины прочих прихожан. Со временем эта функция притворов была утрачена, и многие древние русские храмы строились уже без них. Но позже эту часть церкви всё же стали пристраивать, отсюда и название — притвор. В наши дни у притвора серьёзное богослужебное назначение. Здесь совершаются литии на великих вечернях, панихиды по усопшим, а также очистительная молитва женщине через 40 дней после родов. Здесь же находится церковный ящик, где можно купить свечи, иконы, взять просфору или заказать требы. Часто именно в притворе устанавливается канон — стол для поминальных свечей и с небольшим распятием. Здесь служат панихиды по усопшим. Нередко в притворе устанавливают Голгофу — большой, в рост человека, деревянный крест с образом распятого Спасителя, укреплённый на подставке в виде каменной горки. Череп и кости на основании символически изображают останки Адама, совершившего первородный грех и возрождённого крестным подвигом Иисуса Христа.

В средней части храма

В средней части храма сферическое строение арок, сводов и подкупольного пространства напоминает свод неба, куда направлены молитвенные обращения прихожан. По сокровенному смыслу православного вероучения, Спаситель — та вершина, к которой стремятся все верующие. Поэтому посередине внутренней поверхности центрального купола храма издревле изображали образ Вседержителя.

В центре средней части храма постоянно находится аналой — высокая четырёхгранная подставка для Евангелия и праздничной иконы, которой в первую очередь должны поклониться все, кто приходит в храм. На аналой при совершении Таинства исповеди возлагаются малое Евангелие и крест, его трижды обходят жених и невеста во время венчания.

Средняя часть храма повествует нам о небесном, ангельском мире, где пребывают и все праведники, отошедшие туда после земной жизни. Об ангелах напоминает нам и церковное пение. В древности поющих в храме выбирали из числа самых достойных, полагаясь на волю Божию, поэтому их и называют клириками — то есть избранными по жребию. Поэтому место, где они поют, называется клиросом. Обычно он располагается в боковых частях храма.

Алтарь

Центральная часть церкви особым образом отделена от самого священного места любого храма — алтаря, который всегда предстоит перед нашим взором, когда мы заходим в церковь. Алтари всегда обращены к востоку. Перед алтарём есть возвышение — солея, которое используется в богослужении. Согласно древней традиции, на солею не могут подниматься женщины — оно открыто только для мужчин и священнослужителей.

В алтаре незримо присутствует сам Господь. Поэтому его не просто поднимали на возвышение, но и отделяли от остального храма сначала алтарной решёткой, а в более поздние времена — иконостасом. Он состоит из множества образов: иконы Спасителя и Богородицы, Иоанна Предтечи и архангелов. В нём непременно есть храмовая икона, то есть посвящённая празднику или святому, в честь которого освящён храм. В самом верху помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет 5 рядов. Святые образы иконостаса, закрывая алтарь от верующих, тем самым означают, что человек не всегда может общаться с Богом прямо и непосредственно. Участие святых в спасении членов земной Церкви имеет глубокие духовные основания, ведь главными посредниками, ходатаями за людей были Иисус Христос и Богородица.

Во время богослужения в иконостасе открываются центральные врата в алтарь, называемые Царскими. Своё имя они получили в честь Царя Славы — Иисуса Христа, который присутствует в Святых Дарах во время причастия. Изнутри Царских врат алтарь закрывает завеса, условно изображающая покров Божественной тайны. Открытие завесы символически открывает людям тайну спасения. Распахнутые Царские врата — это обещание верующим Царства Небесного. Закрытие Царских врат знаменует грехопадение и лишение людей рая.

Святой престол, помещённый посредине алтаря, символически уподобляется Гробу Господню, который, став источником нашего воскресения, напоминает нам о рае.

За престолом можно увидеть большой семисвечник — символ семи даров Святого Духа, которые человек получает в храме через молитву и церковные таинства: премудрости, разума, совести, крепости, ведения, благочестия и страха Божия. В восточной стене алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие — апсида.

Вплотную к середине апсиды алтаря, напротив престола, сооружается возвышение. В кафедральных соборах и в больших приходских храмах на этом месте стоит кресло для епископа, что символизирует трон, на котором невидимо восседает Вседержитель. Даже если эта часть храма не выделена особым возвышением и креслом, она всё равно почитается как Небесный Престол и поэтому называется «горнее место». Здесь непременно возжигается лампада, горнее место особо выделяется и во время каждений. Справа от него и слева от престола расположен жертвенник, на котором совершается проскомидия. Около него обычно стоит стол для поданных верующими просфор и записок с именами людей о здравии и упокоении. В этом снова прослеживается то единство земного, небесного и Божественного, которое составляет суть Церкви.

Самым сакральным местом в алтаре является престол. Это возвышение правильной кубической формы украшается особенным образом. К священному престолу не имеет права прикасаться никто, кроме священнослужителей и диаконов.

На престоле всегда лежит большое Евангелие, которое читается в определённый момент богослужения, и особый плат, который именуется антиминсом — именно на нём осуществляется Божественная литургия. Также на престоле лежат напрестольные кресты, которые люди могут поцеловать по окончании Божественной литургии, когда крест выносят из алтаря.

КРОМЕ ТОГО

На престоле устанавливается и священная дарохранительница. В этом сосуде находятся Святые Дары в сухом состоянии. Они для таких ситуаций, когда человек пребывает при смерти или в экстремальном состоянии, и надо очень быстро его причастить, но нет времени совершать специальную литургию.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *