Главная > Православие > Великий чудотворец и хранитель веры

Великий чудотворец и хранитель веры

Настоятель храма рассказал нам об иконах

Во время посещения храма Смоленской иконы Божией Матери среди многочисленных икон мы увидели одну из самых древних – святителя Митрофана Воронежского

 

Светлана Дроздова

 

Верующие обращаются к святителю с молитвами об исцелении душевных и физических заболеваний, о помощи близким людям, о благополучии детей, о материальном благополучии семьи, о работе, об укреплении веры.

 

Икона свт. Митрофана Воронежского

Икону спасли и сохранили

Разглядывая потрескавшуюся от времени краску на иконе, неровные сколы по углам и светлый лик с удивительно проникновенным взглядом, мы обратились к настоятелю храма с расспросами. Отец Геннадий Феофанов сообщил, что икону передали в церковь родственники женщины, хранившей её в своём доме на протяжении всей жизни.

Найти прихожанку, имевшую отношение ко всей этой истории, не составило труда.

— Эта икона принадлежала моей бабушке Клавдии Гавриловне Цыгановой, которая родилась в 1913 году и жила всю жизнь в селе Троицком, — рассказала нам жительница Первомайского Валентина Малышева. — Святыню удалось спасти, когда крушили местную церковь. С тех пор она и находилась в её доме. Правда, долгое время икону приходилось прятать: завёрнутая в чистое полотно, она хранилась на чердаке. Позже, когда гонения на Церковь и верующих сменились более-менее лояльным отношением, её поместили на почётное место избы — в красный угол. В жизни бабушки были сложные времена. В 28 лет она овдовела, когда дед погиб на войне, одна поднимала детей. Семья часто не имела денег на пропитание, но бабушка икону не продала, хотя желающие её купить находились. Незадолго до смерти она просила передать икону после своей кончины в Первомайский храм, где тогда уже начинались восстановительные работы. Бабушка умерла в 1993 году, и икону забрала в свой дом наша мама (её сноха) Раиса Николаевна Цыганова. Ей тоже какие-то люди несколько раз предлагали за икону деньги, но она, конечно, не согласилась её продать. А как появилась возможность, передала её в этот храм, как и завещала бабушка. Единственным священником района и настоятелем Первомайской церкви в то время был протоиерей Николай Садаков. Это было более 20 лет назад.

Житие святителя Митрофана Воронежского

Итак, теперь мы знаем, откуда в Первомайской церкви появилась старинная икона святителя Митрофана Воронежского. Осталось восполнить пробел знаний о самом святителе. И тут снова нам на помощь пришёл о. Геннадий.

— Он был первым епископом Воронежским. Родился в 1623 году во Владимирской губернии, предположительно, в семье священника, — сообщил он. — До сорока лет будущий святитель жил в миру с именем Михаил и служил в сельской церкви. Имел жену, детей. После смерти супруги в 1663 г. в Золотниковском Успенском монастыре принял постриг с именем Митрофан. Он вёл аскетический образ жизни, пребывая в усердных молитвах, соблюдая строгие посты, и хотя удалился от мира, желая отшельнической жизни, духовные подвиги прославили его имя.

После трёх лет монашества по просьбе иноков Косьмо-Яхромского монастыря, свт. Митрофан был рукоположен в сан иерея и затем возведён в игумены этой обители, настоятелем которой прослужил более девяти лет. Его стараниями обитель приросла храмом в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса.

Весть о беспримерном служении святителя Митрофана дошла до патриарха Московского и всея Руси Иоакима, который в 1675 году возвёл его в чин архимандрита. В этом же году он поручил заботам игумена Митрофана Макарьево-Унженский монастырь и управление Унженской десятиной, состоящей из девяноста четырёх храмов.

Нередким гостем в Унженском монастыре был царь Фёдор Алексеевич, который любил беседы с настоятелем Митрофаном. В 1681 году Московский Церковный Собор принял решение об образовании Воронежской епархии. По предложению государя её епископом был назначен игумен Митрофан.

Возродил веру живой проповедью

В самом городе жизнь была очень сложной. Ранее этот край опустошили монголо-татарские нашествия, но и после восстановления город продолжал подвергаться новым разорениям. Жители стремились уйти из города, чтобы не стать добычей разбойников, которые промышляли грабежами и захватывали в плен горожан, чтобы затем продать их в рабство. В центре города стояла единственная уцелевшая церковь Благовещения. Неспокойное смутное время, а также отсутствие храмов и монастырей стало причиной расцвета бездуховности и безнравственности среди населения. Многие местные жители относились к религии без должного уважения, а пастыри, в большинстве своём, были малообразованны. Монастырская жизнь была в сильном упадке.

Свт. Митрофан, приехав в Воронеж, остановился на постоялом дворе и вначале испытывал крайнюю нужду в средствах. Лишения касались не только его келейного обихода. Богослужения также проходили в бедной обстановке – деревянная соборная церковь совсем не соответствовала названию кафедрального собора. Свт. Митрофан не только позаботился о её украшении, но и о постройке нового, каменного собора.

Воронежский святитель поражал современников своей личной простотой и непритязательностью. Его стол ничем не отличался от обычного стола, готовившегося для служивших при архиерейском доме. Сам он ел из обычной оловянной посуды. Одежду он носил простую. Его архиерейская мантия, от которой многие получали исцеление, была сшита из грубого крашеного полотна, а на одеяло архиерею шла обычная старая овчина. Основная часть архиерейских доходов отправлялась на нужды паствы. Недалеко от архиерейского дома стояла тюрьма, в которую свт. Митрофан посылал милостыню. Тысячам рабочих, согнанным в Воронеж на верфи, он покупал одежду. Многих, умерших от непосильной работы и болезней, он хоронил за свой счёт. И за всех молился.

Значительные суммы из архиерейской казны свт. Митрофан раздавал неимущим. Им же шла и часть хлебных урожаев с архиерейских вотчин. А если оставались хоть какие-то излишки от домовых доходов, то и они жертвовались на государственные нужды.

В тех непростых условиях жизни такая живая проповедь оказала на людей неотразимое влияние. Они почувствовали, как мир приходит в их края. Появился нравственный центр тяготения, к которому устремились истерзанные бедами сердца. И люди пошли за святителем Митрофаном, пошли за своим пастырем, который преподал им вместо возвышенных размышлений живой урок общения и неоценимую помощь, в которой они так остро нуждались.

За двадцатилетний период епископства свт. Митрофана количество храмов в епархии со 182 увеличилось до 239. Появились два новых монастыря, один староверческий скит был реорганизован в монастырь. Епископ неустанно работал над повышением нравственности монахов и всего духовенства, поднимая их авторитет в обществе. Это был строгий, но справедливый архипастырь.

Когда царь Пётр I стал строить в Воронеже корабли, то епископ Митрофан оказывал ему всестороннюю поддержку не только в проповедях, но и материально, жертвуя крупные суммы на строительство морских судов. Святитель Митрофан с пониманием относился к политике заимствования технических знаний у Запада. Однако повсеместное внедрение европейских обычаев в жизнь патриархальной России считал неприемлемым. А в вопросах веры и вовсе был непримирим, и не боялся говорить об этом царю. До конца жизни он так и не поддержал внедрение в русский быт европейских обычаев. Несмотря на это, святитель пользовался уважением и почитанием царя, поскольку основные преобразовательные реформы, которые проводились в государстве, он поддерживал.

Свт. Митрофан любил родную землю и заботился о её благе. Он понимал, что царь ведёт страну в нужном направлении, и этим сильно отличался от других духовников, принявших царские реформы «в штыки».

Причислен к лику святых

Скончался схимонах Макарий 23 ноября 1703 года. Царь Пётр, отдавая дань почтения свт. Митрофану, нёс его гроб до места захоронения в Благовещенский собор.

В 1717 г. Благовещенский собор был снесён. При строительстве нового собора в 1718 году были обретены мощи святителя, которые оказались нетленными. Со всей страны к ним стали стекаться паломники. У мощей святого, по молитве его перед Господом, стали исцеляться больные.

В 1832 году епископ Митрофан был причислен к лику святых. В безбожное советское время мощи были изъяты из храма и переданы в музей краеведения (1929 г.). И только спустя 60 лет — в 1989 г. — мощи святого были возвращены Церкви и находятся сегодня в Благовещенском кафедральном соборе в Воронеже.

В 2003 году в городе был установлен памятник святителю. В Воронеже действует Православная гимназия во имя святителя Митрофана Воронежского.

И ЕЩЁ

Святитель Митрофан Воронежский почитаем сегодня в православном мире как хранитель веры и чудотворец, чьё милосердие к каждому человеку было безгранично, а любовь к Отечеству беспримерна.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *