Главная > 65 лет Липецкой области > Взяв в руки кисть свою и краски, Воспел в картинах мир прекрасный

Взяв в руки кисть свою и краски, Воспел в картинах мир прекрасный

Накануне дня рождения Народного художника РФ Н.А. Сысоева захотелось поделиться воспоминаниями об этом интересном, замечательном человеке

Светлана Дроздова

Мне посчастливилось общаться с ним лично, принимать у себя в гостях, сопровождать в поездках по району, позировать для портрета.

Николай Александрович был великодушным человеком, до зрелых лет сохранившим восторженное и доброжелательное восприятие жизни. Он отличался от людей привычного круга, общаться с ним было легко и интересно. Казалось, что негативные моменты окружающего мира никогда его не касались, зато притягивали внимание все те приятные мелочи, мимо которых мы проходим, не обращая на них никакого внимания.

В 1986 году Сысоев со своей неизменной спутницей и соратницей — супругой Н.В. Скорубской приехал в Лев-Толстовский район. Он не был здесь много лет и не скрывал волнения от встречи с родными местами после долгой разлуки. Поселился в гостинице «Березка» и с замиранием сердца отправился дальше – в село Сланское, к своим истокам, где прошли ранние годы его жизни. Смотрел на знакомые места, узнавая и не узнавая их. Многое из того, что сохранила память, уже исчезло, изменилось, поросло травой. Некогда шумные и оживленные деревенские улочки встретили его тишиной и запустением. Сколько воды утекло с той поры босоногого детства! Скольких людей уже не вернуть никогда! Не найти следа и от старого отчего дома. Из ближайших родственников осталась в селе лишь племянница Зина, гостеприимно распахнувшая перед именитыми гостями свои двери.

Всякий раз потом, приезжая в район, Николай Александрович летел в Сланское, как на крыльях. Он ощущал здесь небывалый творческий подъем, писал портреты земляков, натюрморты, пейзажи. Его вдохновляла каждая мелочь: весенний ручеек, облака, прилет грачей, туман над прудом, уборка картофеля, новорожденный теленок. А простая деревенская пища, которой потчевала гостей Зинаида Алексеевна, приводили его в неописуемый восторг.

В Сланском художник не выпускал из рук этюдника. Он наблюдал сцены повседневной крестьянской жизни, хлопоты по хозяйству племянницы и рисовал. Многие сюжеты из Сланского замерли навсегда на его полотнах, чтобы спустя годы мы смогли увидеть их и оживить в своем воображении. Взять, к примеру, картину «Зинин двор» (1998 г.). Уверена, что перед ней сердце любого деревенского жителя невольно сожмется в груди: это же мое, родное, знакомое с детства. И сразу вспомнится санный путь на осевшем мартовском снегу, запах конской упряжки и лугового сена, испарение от первых проталин на пригорке. Еще минута – оживут и звуки. Здесь и многоголосье птичьего двора, и голос хозяйки, подзывающей своих питомцев для кормления, и фырканье запряженной в сани лошадки, и карканье воронья на деревьях, и мычание коровы за закрытой дверью хлева, и довольное ворчание пригревшейся на солнышке собаки.

А натюрморт с блинами напомнит избу, стол, накрытый цветастой клеенкой. Так и хочется протянуть руку, чтобы отщипнуть кусочек от ноздреватого, пропитанного ароматным маслом блина, запить его парным молоком из прикрытой кружкой банки, стукнуть о край стола и очистить еще теплое вареное яичко…

Можно долго стоять возле творений Мастера и вспоминать картины уходящей деревенской жизни. Наверно, в этом и состоит ценность подлинного искусства – всколыхнуть чувства, воспоминания, оживить, остаться на века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *